"Революционный архив"

Н.И. Бухарин


ЭКОНОМИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

160

Глава Х

"Внеэкономическое" принуждение в переходный период 1

 

1. Насилие и принуждение в их соотношении с экономикой. 2. Насилие в переходные периоды. 3. Государственная власть как концентрированное насилие. 4. Экономическое значение пролетарской диктатуры. 5. Насилие и принуждение по отношению к непролетарским слоям. 6. Принуждение как проявление самоорганизации трудящихся.7.Отмирание принуждения.  

 

В теоретической политической экономии, т.е. в науке, изучающей стихийные закономерности товарно-капиталистического общества, господствуют категории «чисто экономические». «В действительной истории, как известно, завоевание, порабощение, убийство и грабеж, одним словом, насилие играют большую роль. В смиренномудрой (sanft) политической экономии постоянно царила идиллия. Право и «труд» всегда были единственными средствами обогащения, конечно, с исключением всякий раз «этого года»*2 . Не подлежит никакому сомнению, что на всем протяжении исторического процесса роль насилия и принуждения была чрезвычайно велика. Именно на этой почве могли возрасти теории, которые видят в насилии альфу и омегу истории**. С другой стороны, на отрицании насилия покоится целый ряд противоположных теорий, которые просто-напросто не хотят видеть эмпирически данных явлений, ряда фактов, упрямо требующих своего объяснения. Марксизм не может «отмыслить» того, что дано реально как крупнейший исторический фактор. Ограбление общинных земель в Англии и период первоначального накопления, массовый принудительный труд рабов в древнем Египте, колониальные войны, «великие бунты» и «славные революции», империализм, коммунистическая революция пролетариата, трудовые армии в Советской республике - все эти разношерстные явления  разве не связаны с вопросом о принуждении? Конечно, да. Вульгарный исследователь успокоился бы, подведя все под одну рубрику. Сторонник диалектического метода должен анализировать эти формы в их историческом контексте, в их связи с целым, в их специфических особенностях, в их - иногда совершенно противоположном по существу - функциональном значении. 

Социальное насилие и принуждение (а только о таковом у нас и идет речь) находится в двояком соотношении с экономикой:    

______________

* Karl Marx. Das Kapital, B. I, S. 645 (Volksausgabe).

** Таковы работы Düring'a 3; из более поздних авторов - Gumplovicz'a, из новейших - Franz'a Oppenheimer'a.

 

161

во-первых, оно появляется как функция этой экономики; во-вторых, оно, в свою очередь, влияет на экономическую жизнь. В этой последней роли влияние его может идти по двум направлениям: либо оно идет по линии объективно развивающихся экономических отношений, - тогда оно удовлетворяет назревшей общественной потребности, ускоряет экономическое развитие, является его прогрессивной формой; либо оно стоит в противоречии с этим развитием, - тогда оно замедляет развитие, является его «оковами» и по общему правилу должно уступить место другой форме принуждения, с другим, если можно так выразиться, математическим знаком *. Особенно выпукло проявляется роль насилия в «критические эпохи». «Войны и революции суть локомотивы истории» 7. И оба эти «локомотива» являются формами - и притом наиболее резко выраженными - насилия. О переходе от феодализма к капитализму Маркс писал: «Эти методы покоятся отчасти на самом зверском насилии (auf brutalster Gewalt), например колониальная система. Но все они используют государственную власть (Staatsmacht), концентрированное и организованное общественное насилие, чтобы ускорить... процесс превращения феодального способа производства в капиталистический и сократить переходный период (die Uebergänge). Насилие есть повивальная бабка всякого старого общества, которое беременно новым. Оно само есть экономическая сила (ökonomische Potenz** 8.

  В переходную эпоху, когда одна производственная структура сменяется другой, повивальной бабкой является революционное насилие. Это революционное насилие должно разрушить оковы развития общества, т.-е., с одной стороны, старые формы «концентрированного насилия», ставшего контрреволюционным фактором, старое государство и старый тип производственных отношений. Это революционное насилие, с другой а стороны, должно активно помочь формированию новых производственных отношений, создав новую форму «концентрированного насилия», государство нового класса, которое действует, как рычаг экономического переворота, изменяя экономическую структуру общества ***. С одной стороны, следовательно, насилие играет роль разрушающего фактора, с другой - оно являете» силой сцепле-

______________

* См . об этом Fr. Еngels Неrrn Eugen Dürings Umwälzung der Wissenschaft. 8. Auflage. Stuttgart, Verl. Dietz., 1914, S. 191-192 4. Также Fr. Еngels . «Gewalt und Оeкonomie etc. (предполагавшаяся IV часть о «теории насилия», опубликованная Бернштейном5 в «Neue Zeit»вскоре после смерти Энгельса)6 .

** Кагl Магх. Dаs Kapital, В. I, S. 680 (ѴоІкsаusgabe).

*** Каутский, Бауэр с tutti quanti с негодованием и отвращением говорят «о насилии, откуда бы оно ни исходило». Не так смотрели на дело творцы научного коммунизма. Вот что писал, например, Энгельс о Дюринге: «Dass dіе Gewalt aber посh еіnе andere Rolle in der Geschichte spielt, еіnе геvolutionäre Rolle ... davon kein Wort bei Herrn Düring . Nur unter Зеufzen und Stöhnen  (слушайте! слушайте! - Н. Б.) gibt ег dіе  Möglichkeit zu, dass zum Sturz der Ausbeutungswirtschaft vielleicht Gewalt nötig werde leider denn jede Gewaltsanwendung demoralisiere den, der sie anwendet... Und diese matte, saft-und kraftlose  

 

162

ния, организации, строительства. Чем больше по своей величине эта «внеэкономическая» сила, которая в действительности является «ökonomische Potenz», тем меньше «издержки» переходного периода (при прочих равных условиях, конечно), тем короче этот переходный период, тем скорее устанавливается общественное равновесие на новой основе и тем быстрее кривая производительных сил начинает подниматься кверху. Эта сила не есть какая-то сверхэмпирическая, мистическая величина: она есть сила класса, совершающего переворот, его социальная мощь. Вполне понятно поэтому, что она в своей величине прежде всего зависит от степени организованности этого класса 12. А революционный класс наиболее организован тогда, когда он конституировался как государственная власть. Вот почему государственная власть является «концентрированным и организованным общественным насилием». Вот почему революционная государственная власть является могущественнейшим рычагом экономического переворота.

В эпоху перехода от капитализма к коммунизму революционным классом, творцом нового общества является пролетариат. Его государственная власть, его диктатура, советское государство, служит фактором разрушения старых экономических связей и создания новых. «Политическая власть, в собственном смысле этого слова, есть организованная сила одного класса, имеющая целью подчинение другого класса» *13. Поскольку эта политическая власть, как «концентрированное насилие» над буржуазией, сама является экономической силой, это есть сила, разрывающая капиталистические производственные отношения, переводящая в распоряжение пролетариата материально-вещественный остов производства и постепенно вставляющая непролетарские людские элементы производства в систему новой общественно-производственной связи. С другой стороны, это же «концентрированное насилие» отчасти обращается и вовнутрь,

______________

* Predigerdenkweise macht den Anspruch, sich der revoluionärsen Partei aufzudrängen, die die Geschichte kennt» (Еngels Неrrn Eugen Dürings Umwälzung etc. S. 193) 9. Как не вспомнить по поводу рассуждений Каутского о «Bestialität» и «Humanität» блестящих строк Энгельса об «истинных социалистах»: «Немного человечности», как принято выражаться в новейшее время, немного «реализации» этой человечности, или, вернее, чудовищности, очень немного о собственности из третьих или четвертых рук, немного о страданиях пролетариата, организации труда, насаждении неизбежных, но скучных ферейнов для поднятия низших классов народа. И наряду с этим безграничное невежество в вопросах... действительной общественной жизни. Таково содержание всей их литературы, которая благодаря... «абсолютному беспристрастию» мысли утрачивает последние следы энергии и действенности. И такой скукой хотят революционизировать Германию, поднять пролетариат, вызвать в массах способность думать и действовать» 10. Эти филистерски-трусливые черты «истинных социалистов», были типичны и для внутрипартийных отношений. «Характерно для этих старых баб, - говорил Маркс, - что они стараются затушевать и подсластить всякую серьезную партийную борьбу»11  (цит. по Мерингу, 1., с. 92- 93). Разве это не истинный прообраз «беспристрастных», «нейтральных»,, «независимых» теоретиков?.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Коммунистический Манифест.

 

163

являясь фактором самоорганизации и принудительной самодисциплины трудящихся 14. Таким образом, нам необходимо анализировать обе стороны принуждения: по отношению к непролетарским слоям и по отношению к самому пролетариату и близким к нему общественным группировкам.

Господствующий пролетариат в первую фазу своего господства имеет против себя 1) паразитические слон (бывшие помещики, рантье всех видов, буржѵа-предприниматели, имевшие мало отношения к производственному процессу); торговые капиталисты, спекулянты, биржевики, банкиры; 2) вербовавшуюся из тех же слоев непроизводительную административную аристократию (крупные бюрократы капиталистического государства, генералы, архиереи и проч.); 3) буржуазных предпринимателей-организаторов и директоров (организаторы трестов и синдикатов, «деляги» промышленного мира, крупнейшие инженеры, связанные непосредственно с капиталистическим миром изобретатели и проч.); 4) квалифицированную бюрократию - штатскую, военную и духовную; б) техническую интеллигенцию и интеллигенцию вообще (инженеры, техники, агрономы, -зоотехники, врачи, профессора, адвокаты, журналисты, учительство в своем большинстве и т. д.; 6) офицерство; 7) крупное зажиточное крестьянство; 8) среднюю, а отчасти и мелкую городскую буржуазию; 9) духовенство, даже неквалифицированное.

Все эти слои, классы и группы неизбежно ведут активную борьбу против пролетариата под политической гегемонией представителей финансового капитала и под военной гегемонией генералитета. Эти атаки нужно отбить и врага дезорганизовать. Другие методы борьбы с его стороны (саботаж) нужно подавить и т. д. Все это может сделать только «концентрированное насилие». По мере того, как пролетариат побеждает в этой борьбе и силы его все больше сплачиваются вокруг основного кристаллизационного пункта социально-революционной энергии - диктатуры пролетариата - начинается ускоренный процесс разложения старой психологии у экономически полезных и непаразитарных групп враждебного лагеря. Эти элементы нужно учесть, собрать, поставить на повое место, вдвинуть в новые трудовые рамки 15. И это может сделать только принудительно действующая организация пролетарского государства. Она ускоряет процесс вбирания тех людских элементов, которые полезны и в новой системе, в первую голову технической интеллигенции. Само собой понятно, что сколько-нибудь планомерно, общественноцелесообразно применить эти силы невозможно без принудительного давления. Ибо старые психологические остатки, находящиеся еще в головах этих людских категорий, с их отчасти индивидуалистической, отчасти антипролетарской психологией, воспринимают план общественной целесообразности как грубейшее нарушение прав «свободной личности» 16. Внешнее государственное принуждение является здесь поэтому абсолютна необходимым. Лишь в ходе развития, при постоянном перевоспитании этих слоев, по мере их классовой

 

164

деформации к превращения их просто в общественных работников, элементы принуждения становятся все меньше 17. Понятно, что процесс психологического перевоспитания тем труднее и тем болезненнее, чем выше данная группа стояла в системе капиталистической иерархии; общественной переработке труднее всего поддаются такие социальные группы, бытие которых всего теснее связано со специфическими формами и методами капиталистического производства. Непосредственная борьба с ними в первый фазис революции, постановка их в условия, когда они могут совершать общественно-полезную работу, не будучи в состоянии вредить делу коммунистического строительства, целесообразное размещение этих сил, правильная политика по отношению к ним, меняющаяся в зависимости от психологического содержания их - все это предполагает, в конечном счете, «санкцию» «концентрированного насилия», стоящего на страже коммунистического общества im Wereden *18.

Принуждение, однако, не ограничивается рамками прежде господствовавших классов и близких к ним группировок. Оно в переходный период - в других формах - переносится и на самих трудящихся, и на сам правящий класс. Эту сторону дела нам необходимо разобрать с большей подробностью.

В переходный период анализ нельзя ограничивать предпосылкой сплошной однородности класса 19. При изучении абстрактных законов капиталистического механизма незачем было останавливаться на молекулярных движениях внутри классов и на дифференцированности этих «реальных совокупностей». Там они принимались, как некоторая сплошная величина, более или менее однородная. Перенесение этого взгляда - совершенно верного в рамках абстрактно-теоретического анализа «чистого капитализма» - на анализ переходного времени с его крайне текучими формами, с его, так сказать принципиальной динамикой, являлось бы грубейшей методологической ошибкой 20. Не только механика между классовая, но и механика внутриклассовая должны быть приняты во внимание. И соотношения общественных сил и соотношения внутри классов суть крайне подвижные величины, подвижность которых делается особенно большой в «критические эпохи» **. Воздействуя на природу, человек меняет свою собственную природу - говорил Маркс 22. Но то же самое происходит и в ходе общественной борьбы. В этом и состоит процесс революционного воспитания пролетариата. Если рассматривать этот процесс с точки зрения внутриклассовых прослоек, то его можно обозначить как процесс постоянного приближения к авангарду рабочего класса

______________

* В становлении (нем.) - Ред.

** Поэтому нелепа точка зрения Каутского и иже с ним, когда они представляют себе революцию на манер парламентского голосования, где арифметическая величина (половина населения+1) решает дело. См. Н. Ленин: «Выборы в Учредительное Собрание и диктатура пролетариата» 21. Коммунистический Интернационал, 1919, № 7-8.

 

165

его средних и низших слоев 23. Здесь и происходит происходит превращение «класса в себе» в «класс для себя». Точка зрения на «народ» кающегося барина заключается в идеализации каждого члена» низшего класса» іn соncretо. Пролетарски-марксистская точка зрения оперирует с реально существующими величинами.

Пролетариат приходит к своему господству как класс: Но это отнюдь не означает сплошного характера этого класса, где каждый его член представляет какую-то идеальную среднюю. Пролетарский авангард активно ведет за собой других. Он - сознательная, продуманно действующая, организующая величина. Он увлекает за собой сочувствующую середину, которая инстинктивно «сочувствует» перевороту, но не может ясно формулировать цели и точно наметить пути 24. В ходе развития нет грани между авангардом и этим очень обширным слоем. Наоборот, происходит постоянное вовлечение в передовой слой все новых и новых сил. Этот процесс и есть та внутренняя спайка, которая делает из класса класс. За серединой сочувствующих есть слой индифферентных, а затем и так называемых шкурников. Процесс воспитания, однако, касается и их: пролетарский авангард растет, расширяется численно, впитывает в себя все большие слои класса, который все больше становится «классом для себя».

Если мы подойдем к этому вопросу несколько с другой стороны, то обнаружим, примерно, такие группировки: ядро индустриального пролетариата, порвавшего связи с деревней, типичного, постоянно занятого в промышленности рабочего класса; рабочую аристократию, иногда чрезвычайно связанную с интересами капитала (особо квалифицированные рабочие Америки, Германии, Англии; печатники почти во всех странах и т. д.); сезонных рабочих, периодически входящих и выходящих из сферы промышленности; рабочих с привесками частной собственности (домиками, иногда землей и т. д.); рабочих, связанных с деревней, иногда хозяйничающих и на земле; рабочих, ставших таковыми за время войны, не прошедших капиталистической выучки, иногда рекрутировавшихся из городского мещанства, ремесленников, торговцев и проч.; рабочих, специально отобранных по социально-политическому признаку капиталистическими государствами (напр., некоторые слои .железнодорожников); сельскохозяйственных рабочих, чистых батраков и полубатраков и т. д. и т. п. Таким образом, получается довольно пестрая картина «бытия» различных категорий рабочего класса, а, следовательно, и их общественного «сознания». Ясно, что среди этих групп есть и группы, совершенно развращенные капитализмом, с максимумом узких эгоистических, шкурнических» побуждений 25. Но даже сравнительно широкие круги рабочего класса носят на себе печать товарно-капиталистического мира. Отсюда совершенно неизбежна принудительная дисциплина, принудительный характер которой тем сильнее чувствуется, чем менее добровольной,

______________

* В конкретности (лат.) - Ред.

 

166

внутренней дисциплины, т. е. чем менее революционен данный слой или данная группа пролетариата. Даже пролетарский авангард, который сплочен в партию переворота, в коммунистическую партию, устанавливает такую принудительную самодисциплину в своих собственных рядах; она ощущается здесь многими составными частями этого авангарда мало, так как она совпадает с внутренними мотивами, но тем не менее она есть *. Но она устанавливается не другой силой, а выражает коллективную волю всех, обязательную для каждого.

Само собою разумеется, что этот элемент принуждения, которое здесь есть самопринуждение рабочего класса, возрастает от его кристаллизованного центра в сторону гораздо более аморфной и распыленной периферии. Это есть сознательная сила сцепления частиц рабочего класса, которая для некоторыхкатегорий субъективно является внешним давлением, которая для всего рабочего класса, объективно, является его ускоренной самоорганизацией.

В коммунистическом обществе будет полная свобода «личности» и отсутствие какой бы то ни было внешней нормировки отношений между людьми, самодеятельность без принуждения. В капиталистическом обществе для рабочего класса не былоникакой самодеятельности и одно принуждение со стороны враждебного класса. В переходный период самодеятельность рабочего класса имеется наряду с принуждением, устанавливаемым рабочим классом, как классом для себя, ко всем своим частям 27. Противоречие между принуждением и самодеятельностью выражает собою здесь противоречивый характер самого переходного периода, когда пролетариат уже вышел из рамок капиталистического принуждения, но еще не сделался работником коммунистического общества.

Одной из главных принудительных форм нового типа, действующих в сфере самого рабочего класса, является уничтожение так называемой «свободы труда». «Свобода труда» в капиталистическом обществе означала одну из многочисленных фикций этого общества, т. к. в действительности монополизация средств производства капиталистами заставляла рабочих продавать свою рабочую силу. Эта «свобода» сводилась к следующему: во-первых, к относительной возможности выбора себе хозяина (переход с фабрики на фабрику), возможности «уволиться» и «получить расчет»; во-вторых, под этой «свободой» разумелась конкуренция между самими рабочими. В своем последнем значении «свобода труда» отчасти уже преодолевалась рабочими организациями еще в период капитализма, когда профессиональные союзы частично уничтожали конкуренцию рабочих друг с другом, объединяя их, организовывая распыленные частицы класса, сплачивая их и делая их сильнее в их борьбе против

________________

* В Советской России коммунист, который совершил преступление, по инициативе партии, получает наказание гораздо большее, чем «простой смертный» 26.

 

167

класса капиталистов. Профессиональные союзы выставляли требование, чтобы на фабрику допускались только члены союза; они подвергали бойкоту (т.-е. применяли насилие) штрейкбрехеров, это живое воплощение буржуазной «свободы труда» и т. д. При диктатуре пролетариата вопрос о «хозяине» отпадает, так как «экспроприаторы экспроприированы». С другой стороны, остатки неорганизованности, несолидарности, индивидуализма, цеховой ограниченности, пороков капиталистического общества проявляются в виде непонимания общепролетарских задач, которые получают свое концентрированное выражение в задачах и требованиях советской диктатуры, рабочего государства. Так как эти задачи необходимо выполнять во что бы то ни стало, то понятно, что, с точки зрения пролетариата, как раз во имя действительной, а не фиктивной свободы рабочего класса необходимо уничтожение так называемой «свободы труда». Ибо последняя не мирится с правильно организованным, «плановым» хозяйством и таким же распределением рабочих сил. Следовательно, режим трудовой повинности и государственного распределения рабочих рук при диктатуре пролетариата выражает уже сравнительно высокую степень организованности всего аппарата и прочности пролетарской власти вообще *.

При капиталистическом режиме принуждение защищалось от имени «интересов целого», тогда как в действительности речь шла об интересах капиталистических групп. При пролетарской диктатуре впервые принуждение действительно есть орудие большинства в интересах этого большинства 29.

Пролетариат, как класс, есть единственный класс, который в общем лишен собственнических предрассудков. Но ему приходится действовать бок о бок с иногда весьма многочисленным крестьянством. Если крупные крестьяне (кулаки) активно борются против мероприятий пролетарской диктатуры, то «концентрированному насилию» пролетариата приходится давать более или менее внушительный отпор кулацкой вандее 30. Но массы среднего, а отчасти даже бедного крестьянства, постоянно колеблются, движимые то ненавистью к капиталистически-помещичьей эксплуатации, ненавистью, которая толкает их к коммунизму, то чувством собственника (а, следовательно, в годину голода и спекулянта), которое толкает его в объятия реакции 31. Последнее выражается в сопротивлении государственной хлебной монополии, в стремлении к свободной торговле, которая есть спекуляция, и к спекуляции, которая есть свободная торговля; в сопротивлении системе трудовой повинности и вообще всяческим формам государственного обуздания хозяйственной анархии 32. Эти стимулы особенно

________________

* Вопли российских меньшевиков против принуждения в эпоху пролетарской диктатуры совершенно то же, что вопли капиталистов о нарушении свободы труда профессиональными союзами, которые расставляют пикеты во время стачки и не дают капиталистам использовать штрейкбрехеров. Известно, что самые большие гнусности капиталистическая клика проделывала как раз под лозунгом охраны свободы труда 28.

 

168

подчеркиваются, поскольку истощенные города не могут на первых порах дать эквивалента за хлеб и повинности, идущие «в общий котел». Поэтому и здесь принуждение является абсолютной и повелительной необходимостью.

Итак, по отношению к бывшим буржуазным группам принуждение со стороны пролетарской диктатуры есть принуждение со стороны инородного класса, который ведет классовую борьбу с объектами своего принуждения; по отношению к некулацкой крестьянской массе принуждение со стороны пролетариата есть классовая борьба постольку, поскольку крестьянин есть собственник и спекулянт; оно есть его сплочение и трудовая организация, его воспитание и вовлечение в коммунистическое строительство, поскольку крестьянин есть трудящийся, не эксплуататор, противник капитализма 33; наконец, по отношению к самому пролетариату принуждение есть метод организации, устанавливаемый самим рабочим классом, т.-е. метод принудительной, ускоренной самоорганизации.

С более широкой точки зрения, т.-с. с точки зрения большего по своей величине исторического масштаба, пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи 34. В самом деде, эпоха пролетарской диктатуры есть в то же время эпоха деформации классов. Капитализм сопровождался все далее и далее идущим социальным расщеплением общества: он разлагал крестьянство, уничтожал «среднее сословие», доводил классовые противоречия до максимальной степени остроты. Диктатура пролетариата, выражая па первых порах, самый кричащий раскол капиталистического мира, после установления некоторого равновесия, начинает вновь собирать человечество 35. Бывшая буржуазия, пораженная, разбитая, смирившаяся, обнищавшая, приучившаяся к физическому труду, духовно перерабатывается и перевоспитывается. Часть ее гибнет в гражданской войне, но та часть, которая выживает, представляет уже иную социальную категорию. Интеллигенция тоже. Крестьянство, гораздо более других устойчивое в общем потоке, все же втягивается в общее русло и перевоспитывается медленно, но верно. Сам пролетариат точно так же «переделывает свою собственную природу». Таким образом, специфические классовые особенности стираются, классы начинают распадаться, как классы, равняясь по пролетариату. Наступает период деформации классов. Рычагом этой деформации является пролетарская диктатура. Будучи концентрированным насилием, она в конце концов уничтожает какое бы то ни было насилие. Будучи наивысшим выражением класса, она уничтожает всякие классы. Будучи режимом класса, организованного как государственная власть, она подготовляет гибель всякого государства. Ведя борьбу за свое существование, она уничтожает свое собственное существование. В бесклассовом, безгосударственном 

 

169

коммунистическом обществе, где на место внешней дисциплины станет простое влечение к труду нормального общественного человека, потеряют всякий смысл внешние нормы человеческого поведения. Принуждение в какой бы то ни было форме исчезнет раз навсегда.

 

Источник:  Н.И. Бухарин, «Проблемы теории и практики социализма», Москва, издательство политической литературы, 1989, стр. 160-169

Примечания:

451

1 В замечаниях В.И. Ленина на книгу Н.И. Бухарина относительно главы Х написано «Вот эта глава превосходна!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 424). - 160.

2 См.:  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 726: «Как известно, в действительной истории большую роль играют завоевание, порабощение, разбой, - одним словом, насилие. Но в кроткой политической экономии искони царствовала идиллия. Право и “труд” были искони единственными средствами обогащения - всегдашнее исключение составлял, разумеется, “этот год”». - 160

3 Дюринг (Dühring) Евгений Карл (1893-1921) - немецкий философ-эклектик, вульгарный экономист, представитель реакционного мелкобуржуазного социализма. В 1863-1877 гг. - приват-доцент Берлинского университета. Философские взгляды Дюринга, нашедшие поддержку среди определенной части социал-демократии, были подвергнуты критике Ф. Энгельсом в книге «Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгеиенм Дюрингом». В.И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм», в других произведениях также неоднократно критиковал эклектические воззрения Дюринга. - 160   

4 Ф. Энгельс. в книге «Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом». 8-е изд. Штутгарт: Изд-воДитца, 1914, с. 191-192.

См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 188-189. - 161.

5 Бернштейн (Bernstein) Эдуард (1850-1932) - немецкий социал-демократ, идеолог ревизионизма, один из лидеров II Интернационала. Был редактором ЦО социал-демократической партии «Der Sozial-demokrat». Во второй половине 90-х гг. выступил с критикой всей системы марксизма как якобы устаревшего. Подверг ревизии основные положения «Капитала» К. Маркса. Это привело Бернштейна к отрицанию самой возможности научного социализма.  - 161.    

6 Речь идет о незаконченной брошюре Ф. Энгельса «Роль насилия в истории» (см.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 419-479), которая была опубликована Бернштейном в «Die Neue Zeit» (1895-1896, Bd. 1, № 22-26) под названием «Власть и экономика при создании новой Германской империи» - 161.

7  См.:  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 761. - 161.

8 См.:  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 761: «Эти методы отчасти покоятся на грубейшем насилии, как, например, колониальная система. Но все они пользуются государственной властью, т. е. концентрированным и организованным общественным насилием, чтобы ускорить процесс превращения феодального способа производства в капиталистический и сократить его переходные стадии. Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция».

452

В. И. Ленин в этой цитате из «Капитала» К. Маркса волнистой чертой подчеркнул слова «государственная власть», двумя чертами - слова «концентрированное и организованное общественное насилие» и на полях трижды отчеркнул эту часть фразы, поставил снизу и сверху двойные горизонтальные круглые скобки и пометил: «NB «определение» прелесть». Подчеркнул всю фразу «Насилие есть повивальная бабка ...».  А в последней фразе заключил в рамку слово «сила» и на полях пометил:  «не точнее ли «категория»? фактор? (Насилие - сила, по-русски нехорошо)» (см.: Ленинский сборник XL, с. 418) - с. 161.

9 «Что насилие играет в истории ещё и другую роль, именно революционную роль... обо всём этом ни слова у г-на Дюринга. Лишь со вздохами и стонами (слушайте! слушайте! - Н. Б.) допускает он возможность того, что для ниспровержения эксплуататорского хозяйничанья понадобится, может быть, насилие - к сожалению, изволите видеть, ибо всякое применение насилия деморализует, дескать, того, кто его применяет.... И это тусклое, дряблое, бессильное поповское мышление смеет предлагать себя самой революционной партии, какую только знает история?» (Энгельс. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом). См.:  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 189. - 162.

10 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 584: «Немножко «человечности», как сейчас принято выражаться, немножко «реализации» этой человечности или, скорее, животности, кое-что о собственности по Прудону - из третьих или четвертых рук, - несколько вздохов о пролетариате, кое-что об организации труда, жалкие союзы для улучшения положения низших классов народа - наряду с безграничным невежеством в отношении политической экономии и действительного состояния общества - вот к чему сводится весь этот «социализм», который к тому же утрачивает последнюю каплю крови, последние следы энергии и силы в результате своей беспартийности в области теории, своего «абсолютного спокойствия мысли». И таким переливанием из пустого в порожнее хотят революционизировать Германию, привести в движение пролетариат, пробудить массы и мысли к действию!» - 162.

11 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 27, с. 415: «Для этих старых баб характерно то, что они стремятся замазать и подсластить всякую действительную партийную борьбу...»

В.И. Ленин подчеркнул в цитате Маркса слова «характерно, что они стремятся замазать и подсластить всякую действительную партийную борьбу», на полях сделал отчерк и написал «очень хорошо!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 419). - 162.

12 В. И. Ленин в последней фразе подчеркнул слова «прежде всего» и «от степени организованности этого класса». На полях книги пометил: «надо бы добавить: 1) от численности; ) от роли в экономике страны; 3) от связи с массой трудящихся; 4) от его организованности» (см.: Ленинский сборник XL, с. 419). - 162.

13 В. И. Ленин подчеркнул всю цитату из «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса.

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 447: «Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого». - 162.

14 В этой части абзаца В. И. Ленин подчеркнул слова: «постепенно вставляющая непролетарские людские элементы производства в систему новой общественно-производственной связи». Кроме того, в этой фразе дополнительно двумя горизонтальными круглыми скобками подчеркнул слова «постепенно вставляющая», а второй чертой - слово «непролетарские». Эта фраза на полях книги отчеркнута двумя чертами и помечено: «очень хорошо!». В следующей фразе двумя чертами подчеркнуто слово «вовнутрь», а в словах «самодисциплины трудящихся» - одной чертой «... дисциплины трудящихся». На полях сделан отчерк двумя чертами и помечено «верно!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 419). - 163.

15 В.И. Ленин в этом абзаце двумя чертами подчеркнул слово «неизбежно»

453

и на полях пометил: «верно!» Одной чертой подчеркнул слова «и под военной гегемонией генералитета», а на полях сделал отчерк двумя чертами и написал: «силы пролетариата вокруг диктатуры пролетариата - так сказать нельзя».

Затем В. И. Ленин подчеркнул слова: «эти элементы нужно учесть, собрать, поставить, вдвинуть». На полях книги фраза отчеркнута двумя чертами  и помечено: «верно!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 420). - 163.

16 В. И. Ленин подчеркнул конец фразы, начиная со слов «воспринимают план...». На полях сделан отчерк двумя полукруглыми вогнутыми скобками и пометил «верно!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 420). - 163.

17 В предыдущей фразе В. И. Ленин подчеркнул слова «абсолютно необходимым». В этой фразе двумя чертами подчеркнуто слово «перевоспитании». На полях сделана пометка: «c'est le mot» (вот это - слово! вот удачно сказано! (фр.) - Ред.) (см.: Ленинский сборник XL, с. 420-421). - 164.

18 Слова «im Werden» В. И. Ленин зачеркнул двумя чертами и заменил на слово «рождающегося» (см.: Ленинский сборник XL, с. 421). - 164.

19 В. И. Ленин подчеркнул слово «предпосылкой» и на полях пометил: «не в «предпосылке» дело (это идеальное), а в материальном: нет этой  сплошной однородности» (см.: Ленинский сборник XL, с. 421). - 164.

20 В. И. Ленин подчеркнул двумя чертами слова «грубейшей ... ошибкой», а слово «методологической» поставил в круглые скобки. На полях пометил: «верно!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 421). - 164.

21 См. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 40, с. 1-24. - 164.

22 См.:  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 188. «Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек - Ред.) в то же время изменяет свою собственную природу». - 164.

23 В. И. Ленин подчеркнул часть фразы, начиная со слов «постоянного приближения». На полях книги отчеркнул абзац двумя чертами и пометил: «очень хорошо!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 421). - 165.

24 В. И. Ленин в предыдущем абзаце на полях книги двумя чертами отчеркнул последнюю фразу. В этом абзаце подчеркнул слова: «Пролетарский авангард активно ведет за собой других». Причем слово «активно» подчеркнуто дважды.  На полях книги помечено «верно!» Двумя чертами подчеркнуты в следующих фразах слова «придумано», «увлекает за собой» (см.: Ленинский сборник XL, с. 422). - 165.

25 В этой части абзаца В. И. Ленин подчеркнул слова «бытия» различных категорий». А на полях книги пометил: «вот именно!». В следующей фразе подчеркнуты слова: «Ясно, что среди этих групп есть и группы, совершенно развращенные капитализмом». Причем последние три слова подчеркнуты двумя чертами. На полях книги эта часть абзаца отчеркнута двумя чертами и написано: «верно!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 422). - 165.

26 В этом примечании В. И. Ленин подчеркнул слова «по инициативе партии», поставил на полях знак вопроса и написал: «надо было сказать: получает по инициативе партии» (см.: Ленинский сборник XL, с. 423). - 166.

27 В. И. Ленин отчеркнул эту фразу на полях книги и написал: «верно!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 423). - 166.

28 Это примечание Н. И. Бухарина В. И. Ленин отчеркнул на полях книги и пометил: «верно!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 423). - 167.

29 В этом абзаце В. И. Ленин подчеркнул двумя чертами слово «впервые», одной - «есть орудие большинства» и «большинства». На полях книги отчеркнул круглой выгнутой большой скобкой и написал:  «верно!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 423). - 167.

30 Вандея - департамент на Западе Франции, являвшийся центром роялист-

454«»

ских мятежей в период Великой французской революции и Директории. В переносном смысле - контрреволюция вообще. - 167.

31 В. И. Ленин во фразе, начинающейся со слов «Если крупные крестьяне (кулаки) ...», отчеркнул в рамку слова «более или менее», провел к ним стрелку с полей книги и написал: «самый» (а не > или <)». В последней фразе он двумя чертами подчеркнул слова «постоянно колеблются», на полях поставил две вогнутые скобки и написал: «верно!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 423). - 167

32 В этой фразе В. И. Ленин подчеркнул слова «в стремлении к свободной торговле», а двумя чертами - «которая есть спекуляция». На полях книги пометил: «верно!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 423). - 167

33 В. И. Ленин подчеркнул двумя чертами слова «поскольку», «есть собственник  и спекулянт» и на полях книги написал: «верно!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 424). - 168

34 В. И. Ленин подчеркнул часть фразы, начиная со слов «методом выработки». На полях отчеркнул часть абзаца тремя чертами и написал: «именно!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 424). - 168  

35 В этой фразе В. И. Ленин подчеркнул слова «начинают вновь собирать человечество». На полях сделал отчерк двумя чертами и пометил: «очень хорошо!» (см.: Ленинский сборник XL, с. 424). - 168