Революционный архив

Иоффе Адольф Абрамович

МЫ И ВИЛЬСОН  

«Известия», 4 января 1919 г.

Приезд Вильсона в Европу с особенной актуальностью выдвигает его 14 пунктов в порядок дня международного обсуждения. В пору напомнить, что эти 14 пунктов либо целиком воспроизводят требования, впервые выдвинутые Российской революцией, либо сознательно туманны и дают полный простор для какого угодно обмана.

Вильсон требует открытых переговоров о мире, но русская революция еще раньше отвергла всякую тайную дипломатию.

Вильсон требует свободы морей, но ограничивает эту свободу правом международных постановлений. Вильсон требует уничтожения экономических барьеров, но вносит и тут ограничение заявлением: «поскольку это возможно».

А русская революция еще раньше выдвинула требование полной экономической свободы и российская мирная делегация в первой же своей декларации в Брест-Литовске предложила всем воюющим признать

«недопустимость каких-либо косвенных стеснений свободы более слабых наций со стороны наций более сильных, как-то: экономический бойкот, подчинение в хозяйственном отношении одной страны другою при помощи навязанного торгового договора, сепаратные таможенные соглашения, стесняющие свободу торговли третьих стран, морскую блокаду, не преследующую непосредственно военной цели, и т.д.».

Вильсон требует очищения всех оккупированных Германией и ее союзниками областей, ни слова не говоря о том, как быть с теми областями, которые оккупированы Антантой.

Вильсон требует разрешения территориальных вопросов «на основе ясно выраженных национальных данных».

А русская революция еще раньше выставила свой принцип «мира без аннексий и контрибуций, на основе полного самоопределения народов» и в первой же своей декларации ясно и точно формулировала конкретные требования, вытекающие из этого принципа:

1) недопущение никаких насильственных присоединений оккупированных территорий и немедленный вывод всех оккупирующих войск, 2) восстановление во всей полноте политической самостоятельности народов, утративших ее во время войны и право им самим решать свою судьбу, 3) право свободного самоопределения, с соблюдением всех гарантий этой свободы для наций, не имевших политической самостоятельности до войны, 4) полная национальная автономия для национальных меньшинств, сообитающих одну территорию.

Русская революция на деле доказала, что она не делает, подобно Вильсону, исключений для себя, но дает ту же свободу, которую требует для других, и нациям, составлявшим бывшую Российскую империю. А Вильсон двигает своих варваров на Россию и Германию и отхватывает в пользу американских капиталистов кусочки от лакомых русского и немецкого пирогов.

Вильсон требует создания «лиги народов», умалчивает, как понимать эту «лигу народов» и дает этим право на основании объективного анализа всей его программы утверждать, что стремится к созданию лиги империалистических правительств против народов.

А русская революция с самого начала открыто заявляла, что непосредственным результатом осуществления права народов на свободное самоопределение должно явиться создание Соединенных Штатов Мира, причем русская революция никогда не скрывала, что ее программа может быть осуществлена только свободными народами - народами, избавившимися от ига мирового империализма.

В нашу эпоху, когда рушатся троны, и короны катятся по мостовой, великое значение русской революции в том и заключается, что никто не смеет открыто отвергнуть ее принципов. Поэтому даже империализм принимает их внешне и чисто фразеологически, пытаясь в то же время конкретно осуществлять их так, чтобы проведена была не эта программа, но удовлетворены были только хищные аппетиты грабителей империалистов.

История показала, как германские империалисты, приняв 25-го декабря программу мира русской революции, уже 27-го декабря при конкретном проведении отвергли все то, что на словах приняли, и как они в дальнейшем, под видом «самоопределения» народов, пытались осуществлять свою захватную политику. История показала также, что германский империализм погиб в результате своей политики, ибо германский народ понял обман и прогнал своих обманщиков.

Теперь разыгрывается следующий акт этой мировой драмы, и на сцене первую роль ведет величайший из мошенников империализма г. Вудро Вильсон. Как и его германские предшественники, он на словах ратует за демократические принципы, рельефно выдвинутые русской революцией, но он еще раньше своих предшественников дискредитирует себя. Германские империалисты свихнулись на реальном осуществлении этих принципов, а г. Вильсон хромает уже и на своей программе, ибо в угоду американским хищникам он уже вынужден вносить ряд оговоров и оговорочек или же затушевывать собственные требования. Готовится еще больший обман. Скрижали завета Вильсона переписываются начисто. Под видом освобождения народов совершается удушение уже освободившихся. Германский империалистический обман повторяется в форме, еще более замаскированной извне, еще более нагло-хищнической внутренне. Народы мира должны быть на страже своих интересов.