"Революционный архив"

К. Маркс

      319

175

МАРКС - ЭНГЕЛЬСУ

В МАНЧЕСТЕР

[Лондон], 27 июля 1854 г.

28, Deanstreet, Soho

 

Дорогой Энгельс!

Жду от тебя кое-что ко вторнику. Г-н Герберт хвастает сверх всякой меры. Этот Герберт - шурин Воронцова и в то же время английский секретарь по военным делам. Бахвальство англичан, будто Несмит и Батлер «одни» удержали Силистрию, - сущий гротеск. Читал ли ты про вечернее заседание

320

в понедельник, на котором от одного булавочного укола Дизраэли лопнул «севастопольский» мыльный пузырь маленького Джона* и «Times»? 506 

Пипер, прожив две недели с проституткой, которую он объявил сокровищем, стал походить на заморенного молочного поросенка и - увы! - опять сел мне на шею, после того как за две недели промотал 20 ф. ст., и теперь одинаково опустошен и в том и в другом смысле. В такую жару тяжеленько переносить присутствие парня с утра до вечера и с вечера до утра. К тому же он мешает работать.

От папаши Такера я получил в субботу следующую записку:

 

«Милостивый государь! - В настоящий момент спрос на «Памфлеты» 507 довольно велик. Не можете ли Вы прислать мне некоторые статьи из «Tribune», которые пришлись бы по вкусу публике? Третий памфлет о Пальмерстоне продвинул бы дело с первыми двумя**.

Искренне Ваш Такер»

 

В то же время я слышал от Фрейлиграта, что плут Трюбнер объявляет эти «Памфлеты» в числе своих изданий. Заметь, что Такер просит «статьи из «Tribune»», чтобы снова обойти вопрос о гонораре. Но 1) для него во всем Лондоне нельзя достать экземпляра «Tribune», так как ее получают только подписчики, и даже в Нью-Йорке нельзя дополнительно заказать ни одного экземпляра; 2) ни одна из статей теперь не годится без значительных добавлений. Придется поговорить с этим субъектом начистоту и положить конец «сентиментам». Если он на это пойдет и, с другой стороны, ты согласишься, я сделал бы следующие предложения:

1) Из «Tribune» я предоставлю ему для перепечатки критику секретной переписки***. Для этого Дронке должен переслать мне вторую статью на эту тему, которая здесь пропала на почте. Это - бесплатно. Номера 2 и 3 - за наличные, которые должны быть выплачены при представлении рукописи, а именно:

2) общий памфлет о Пальмерстоне, который я начну своей вводной статьей в «Tribune»****, а середину и конец напишу заново.

3) Памфлет, который мы должны были бы написать вместе с тобой, о дипломатии и военных действиях англичан со времени

__________________

* - Рассела. Ред.

** К. Маркс. «Лорд Пальмерстон» (имеются в виду статья третья и статьи четвертая и пятая, изданные в виде двух отдельных брошюр). Ред.

*** К. Маркс. «Документы о разделе Турции» и «Секретная дипломатическая переписка». Ред.

**** К. Маркс. «Лорд Пальмерстон». Статьи первая и вторая (в «New-York Daily Tribune» под заглавием «Пальмерстон»). Ред.

 

321

 

объявления войны, В качестве материала для того и другого мы можем воспользоваться статьями, помещенными в «Tribune». Если ты согласен на пункт 3, тогда - вопрос:

Сколько за это требовать?

По-видимому, мои вещи расходятся лучше, чем произведения Уркарта, который «рад», когда Такер перепечатывает его пачкотню из «Advertiser» в своей серии «Памфлетов».

Если ты согласен со всем этим (№№ 2 и 3 должны быть, разумеется, написаны так пикантно, чтобы вызвать настоящую сенсацию в Лондоне, а кроме того, с Такером теперь сложились такие отношения, при которых можно писать, что хочешь, без боязливой оглядки на предрассудки англичан), то составь мне текст письма, которым я извещу г-на Такера. Так как я слишком беспомощен в деловых вопросах, то сознательно до сих пор не отвечал ему ни устно, ни письменно. Но не следует терять времени.

Меня очень заинтересовала книга Тьерри «История происхождения и успехов третьего сословия», 1853. Удивительно, как этот господин, отец «классовой борьбы» во французской историографии, негодует в предисловии на «новых людей», которые теперь видят также антагонизм между буржуазией и пролетариатом и стремятся обнаружить следы этой противоположности уже в истории третьего сословия до 1789 года. Он изо всех сил старается доказать, что третье сословие включает в себя все сословия, кроме дворянства и духовенства, и что буржуазия играет роль представительницы всех этих остальных элементов. Он приводит, например, цитату из донесений венецианских посольств:

 

«Так называемые сословия королевства состоят из трех групп лиц: из духовенства, дворянства и всех остальных, которых можно назвать общим именем народ».

 

Если бы г-н Тьерри прочел наши вещи, то он бы знал, что резкий антагонизм между буржуазией и народом возникает, естественно, лишь с того момента, как только буржуазия перестает противостоять дворянству и духовенству в качестве третьего сословия. Что же касается «исторических корней» «родившегося лишь вчера антагонизма», то как раз его собственная книга дает лучшее доказательство того, что эти «корни» возникли вместе с возникновением третьего сословия. Из выражения «Senatus populusque Romanus»* этот, вообще говоря, меткий критик должен был бы сделать со своей точки зрения вывод,

___________________

* - «сенат и римский народ». Ред

 

322

 

что в Риме никогда не существовало другого антагонизма, кроме как между сенатом и народом. Меня очень заинтересовало, что слово «catalla, capitalia», то есть капитал, как это видно из приводимых им документов, входит в употребление вместе с ростом городских коммун. Кроме того, совсем этого не желая, он доказал, что ничто так не задерживало победу французской буржуазии, как то, что лишь в 1789 г. она решилась действовать заодно с крестьянами. Очень недурно изложено, хотя без соответствующих обобщений:

1) Как сразу же, по крайней мере с момента возвышения городов, французская буржуазия становится особенно влиятельной благодаря тому, что организуется в виде парламентов, бюрократии и т. д., а не так, как в Англии, благодаря одной торговле и промышленности. Это безусловно характерно даже и для современной Франции.

2) Из его изложения прекрасно видно, каким образом происходит возвышение класса, в то время как различные формы, в которых в разное время сосредоточивается его центр тяжести, и различные части класса, приобретавшие влияние благодаря этим формам, гибнут. Этот последовательный ряд метаморфоз, проделываемых классом, пока он не достигнет господства, нигде, по-моему, до этого не был изображен так хорошо - по крайней мере по богатству материала. К сожалению, он ограничился общими и общеизвестными фразами относительно maitrises, jurandes* и т. д., короче говоря, тех форм, в которых происходило развитие промышленной буржуазии, хотя и в этой области только он один знает материал. Что он хорошо показывает и подчеркивает - это заговорщический и революционный характер городских движений в XII веке. Германские императоры, например Фридрих I и Фридрих II, издавали эдикты против этих «communiones», «conspirationes», «conjurationes»** совершенно в духе германского Союзного сейма 508. Например, Фридрих II в 1226 г. даже упраздняет все «советы консулов» и прочие вольные муниципальные учреждения в городах Прованса:

«Pervenit nuper ad notitiam nostram quod quarumdam civitatum, villarum et aliorum locorum universitates ex proprio motu constituerunt juridictiones, potestates» (Potestad), «consulatus, rogimina et alia quaedam statuta... et cum jam apud quasdam... in abusum et pravam consuetudinem inoleverunt... nos ex imperiali auctoritate tam juridictiones etc. atque con-

________________

* - мастеров, выборных должностных лиц, привилегированной верхушки цеха. Ред.

** - «коммун», «тайных обществ», «товариществ, основанных на присяге». Ред.

 

323

 

cessiones super his, per comites Provinciae et Forcalquerii ab eis obtentas, ex certa scientia revocamus, et inania esse censemus»* .

 

Далее:

 

«Conventiculas quoque omnes et conjurationes in civitatibus et extra... inter civitatem et civitatem et inter personam et personam seu inter civitatem et personam, omnibus modis fieri prohibemus». (Constitutio pacis Frederici I.)** «Quod nulla civitas, nullum oppidum, communiones, constitutiones, colligationes, confederationes vel conjurationes aliquas, quocumque nomine censeantur, facere possent; et quod nos, sine domini sui assensu, civitatibus seu oppidis in regno nostro constitutis auctoritatem faciendi communiones, constitutiones... conjurationes aliquas, quaecumque nomina imponantur eisdem, non poteramus nec debebamus impertiri». (Henrici regis sententia contra communiones civitatum.)***

 

Разве это не в точности тот же самый немецкий тяжеловесный профессорский стиль, который впоследствии столь неистово распространялся «Союзной центральной комиссией» 509? «Commune juree»**** проникла в Германию не дальше Трира, и тут император Фридрих I положил ей в 1161 г. конец.

 

«Communio queque civium Trevirensium, quae et conjuratio dicitur, quam nos in civitate destruximus ... quae et postea, sicut audivimus, reiterata est, cassetur et in irritum revocetur»*****.

 

Эту политику германских императоров использовали французские короли. Они оказывали тайную поддержку «товариществам, основанным на присяге» и «коммунам» в Лотарингии, Эльзасе, Дофинэ, Франш-Контэ, Лионэ и т. д., чтобы отколоть их от Германской империи:

_______________________

* - «До нашего сведения дошло недавно, что общины некоторых городов, местечек и других поселений учредили по собственному почину суды, власти» (подеста), «советы консулов, управления и иные установления подобного рода... и так как в ряде случаев... это уже породило злоупотребления и дурные обычаи... то мы императорской нашей властью в силу имеющихся у нас точных сведений отменяем и объявляем лишенными законной силы все такие суды и пр. и все права на них, полученные через графов Прованса и Форкалькье». Ред.

** - «Мы решительно запрещаем всякие соглашения и товарищества, основанные на присяге, как внутри, так и вне городов... между городом и городом, между лицом и лицом или между городом и лицом, какого бы рода они ни были». (Мирная хартия Фридриха I.) Ред.

*** - «Ни один город, ни одно неукрепленное городское поселение не смеют организовывать коммуны, объединения, общества, союзы или товарищества, основанные на присяге, какого бы то ни было рода, как бы они ни назывались. И мы не должны и не можем разрешать возникшим в нашей державе городам и неукрепленным городским поселениям организовывать без разрешения их господина коммуны, объединения ... всякого рода товарищества, основанные на присяге, под каким бы именем они ни выступали». (Декрет короля Генриха против городских коммун.) Ред.

**** - «Коммуна, основанная на присяге». Ред.

***** - «Всякая коммуна граждан Трира, называемая также товариществом, основанным на присяге, которую мы уничтожили в городе... но которая, как мы слышали, создана вновь, должна быть распущена и объявлена несуществующей». Ред.

 

324

 

«Sicut ad culminis nostri pervenit notitiam, rex Franciae... sinceritatem fidei vestrae molitur corrumpere». (Rodolphus I, epistula ad cives de Besancon.)*

 

При помощи точно такой же политики эти господа делали итальянские города гвельфскими 510.

Забавно, что слово «communio» нередко вызывало такую же брань, как и в наши дни коммунизм. Так, например, поп Гвиберт Ножанский пишет:

 

«Communio, novum ac pessimum nomen»**.

 

Горожане XII века порой возвышались до пафоса, приглашая крестьян бежать в города, вступать в communio jurata***. Так, например, в хартии Сен-Кантена говорится:

 

«Eux» (граждане Сен-Кантена) «jurerent ensement chescun quemune ayde a son jure et quemun conseil et quemune detenanche et quemune deffense. Ensement nous avons establi que quiconque en notre quemune entrera et ayde du sien nous donra, soit pour cause de fuite ou de paour des anemis ou de autre forfait ... en le quemune entrer porra, car la porte est ouverte a tous; et se son seigneur a tort ses choses aura detenu et ne le voudra detenir a droit, nous en executerons justice»****.

Твой К. Маркс

________________

* - «Как стало известно нашему величеству, король Франции... старается подорвать вашу искреннюю преданность». (Рудольф I, послание гражданам Безансона.) Ред.

** - «Коммуна - новое и отвратительное слово». Ред.

*** - коммуну, основанную на присяге. Ред.

**** - «Они дали все вместе клятву, что каждый будет оказывать помощь члену коммуны и у них будет совместное поручительство и совместная защита. Сообща мы постановили, что всякий, кто вступит в нашу коммуну и будет оказывать нам поддержку своим добром, все равно по каким причинам, - потому ли, что спасается бегством, или из страха перед своими врагами, или из-за другого какого-либо преступления... каждый может вступить в коммуну, ибо ворота открыты для всех. И если его сеньор задержит его имущество несправедливо и не захочет поступить с ним по праву, то мы совершим в таком случае правосудие». Ред.

 

Впервые опубликовано в книге:

«Der Briefwechsel zwischen F. Engels

und K. Marx». Bd. II, Stutlgart, 1913

Печатается по рукописи

Перевод с немецкого

Источник: К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения издание 2-е, т.28, стр. 319-324

Примечания:

618

428 Имеется в виду перепечатка лондонским издателем Такером отдельной брошюрой статьи «Пальмерстон и Россия» из «New-York Daily Tribune» от 4 ноября 1853 г., представляющей собой третью статью из серии статей Маркса «Лорд Пальмерстон» в публикации «People's Paper». Брошюра вышла в декабре 1853 года. В начале 1854 г. вышло второе издание этой брошюры, выпущенное при участии Маркса, который внес в текст исправления и дополнения на основании публикации «People's Paper». - 269.

620

442 Речь идет о подготовке к изданию второй брошюры, выпущенной Такером на основе серии статей Маркса о Пальмерстоне. Брошюра была издана под названием «Пальмерстон и Ункяр-Искелесийский договор» (на титульном листе значилось другое заглавие: «Пальмерстон, каковы были его прошлые дела») и воспроизводила с небольшими изменениями текст четвертой (без 4-х первых абзацев) и пятой статей публикации памфлета Маркса в «People's Paper». - 273.

628

506 На вечернем заседании палаты общин 24 июля 1854 г., затянувшемся далеко за полночь, в длинной речи лидер палаты Рассел объявил о разрушении и взятии Севастополя англо-французской эскадрой. Такую же версию в этот день распространила газета «Times». Однако в ответ на интерпелляцию Дизраэли, лидера торийской оппозиции, Рассел вынужден был в конце выступления взять сказанное им назад. На заседании 25 июля 1854 г. секретарь по военным делам Сидни Герберт давал объяснения по поводу жалоб на неудовлетворительное состояние снабжения английской экспедиционной армии и флота, всячески стараясь оправдать кабинет и органы военного управления. Подробно эти эпизоды были освещены Марксом в статье «Политика Австрии. - Дебаты о войне в палате общин» (см. настоящее издание, т. 10, стр. 359-362). - 320.

507 Речь идет о серии брошюр под общим названием «Политические памфлеты Такера» («Tucker's Political Fly- Sheets»), издававшейся уркартистом Такером в 1853-1854 гг. в Лондоне. Всего вышло 12 брошюр, посвященных разоблачению внешней политики Пальмерстона. В первых двух номерах серии были воспроизведены некоторые разделы памфлета Маркса «Лорд Пальмерстон» (см. примечания 428 и 442). В других номерах были опубликованы статьи о Пальмерстоне, в основном вышедшие из-под пера Д. Уркарта. От дальнейшей публикации своего памфлета и других своих работ в этой серии Маркс однако отказался, по-видимому, главным образом по мотивам, высказанным им еще ранее в письме Лассалю от 1 июня 1854 г. (см. настоящий том, стр. 515). В 1855 г. упомянутая серия брошюр была переиздана Такером в одном томе. - 320.

508 Союзный сейм - центральный орган созданного в 1815 г. Германского союза, заседавший во Франкфуртена-Майне и состоявший из представителей германских государств. Союзный сейм являлся орудием реакционной политики германских правительств. Существовал до 1866 года. - 322.

509 Имеется в виду, по-видимому, Майнцская центральная следственная комиссия, учрежденная по решению конференции немецких государств в Карлсбаде в 1819 г. для расследования «козней демагогов», то есть для борьбы с оппозиционным движением в немецких государствах. - 323.

510 Гвельфы - политическая партия сторонников папы в Италии в XII-XV вв. в период борьбы между римскими папами и германскими императорами; в противовес гибеллинам - преимущественно представителям феодальной знати, поддерживавшей императоров, - гвельфы принадлежали к верхушке торгово-ремесленных слоев итальянских городов. - 324.