"Революционный архив"

Ф. Энгельс

      255

135

ЭНГЕЛЬС - ВИЛЬГЕЛЬМУ БРАККЕ 235

В БРАУНШВЕЙГ

Лондон, 30 апреля 1878 г.

Дорогой Бракке!

Прилагаю квитанцию Лиссагаре на 300 марок, которые он, потеряв около 6 марок, обратил по золотому паритету в 15 ф. ст.,- вероятно, для того, чтобы не быть вынужденным признать монетную реформу Бисмарка.

Мне кажется, что Вы, рассуждая о имперских железных дорогах и табачной монополии 380, несколько увлеклись и забежали вперед 381. Не говоря уже о том, что это необычайно усилило бы мощь пруссачества, обеспечив правительству, с одной стороны, полнейшую финансовую независимость от всякого контроля, а с другой - непосредственное распоряжение двумя новыми армиями, армией железнодорожных служащих и армией продавцов табачных изделий, с вытекающими отсюда возможностями раздачи должностей и коррупции, - не говоря уже обо всем этом, не следует забывать, что всякая передача промышленных и коммерческих функций в руки государства может иметь в наши дни двоякий смысл и двоякий результат, смотря по обстоятельствам: либо реакционный - шаг назад к средневековью, либо прогрессивный - шаг вперед к коммунизму. Но мы в Германии едва только выкарабкались из средневековья и в настоящий момент еще только собираемся, при помощи крупной промышленности и благодаря краху 382, вступить в современное буржуазное общество. У нас в возможно большем развитии нуждается именно режим буржуазной экономики, который концентрирует капиталы и до крайности обостряет противоречия, особенно на северо-востоке. Экономическое разложение феодальных порядков к востоку от Эльбы является для нас, на мой взгляд, самым неотложным шагом

256

вперед. Наряду с этим - разложение мелкого производства, промышленного и ремесленного, по всей Германии и замена его крупной промышленностью. В том-то и заключается, в конце концов, единственная положительная сторона табачной монополии, что она одним ударом превратила бы одно из гнуснейших домашних производств в крупную промышленность. Но зато, с другой стороны, против государственных рабочих-табачников тотчас же были бы введены исключительные законы, они были бы лишены свободы союзов и стачек, а это было бы еще хуже. Нет необходимости в том, чтобы имперские железные дороги и табачная монополия были у нас государственными отраслями хозяйства, - для железных дорог, во всяком случае, это еще не является необходимым и только теперь становится таковым в Англии; наоборот, по отношению к почте и телеграфу это является необходимым. И за весь ущерб, который причинили бы нам обе эти новые государственные монополии, мы получили бы в качестве компенсации только новую звонкую фразу для агитационных речей. Ибо государственная монополия, учреждаемая исключительно из финансовых и политических соображений, а не в силу настоятельной внутренней необходимости, не дает нам даже сколько-нибудь порядочного аргумента. К тому же введение табачной монополии и упразднение домашней табачной промышленности потребовали бы по меньшей мере столько же времени, сколько еще в крайнем случае может продержаться бисмарковщина. Вы можете быть вполне уверены в том, что прусское государство настолько ухудшило бы качество табака и так повысило бы его цену, что сторонники свободной конкуренции с восторгом затрубили бы об этом провале государственного коммунизма и народ поневоле признал бы их правоту. Все это в целом - невежественная фантазия Бисмарка, вполне достойная его плана 1863 г. аннексировать Польшу и германизировать ее в три года.

Если бы я знал, что предложение- об отмене освобождения военных от налогов было уже внесено несколько лет тому назад прогрессистской партией 105, то я бы тоже отсоветовал Вам выступать с этим предложением. На мой взгляд, защитой буржуазных требований мы можем заниматься лишь тогда, когда буржуазные партии сами не выполняют эту свою первейшую обязанность; но, судя по Вашей же речи, этого условия в данном случае не было налицо. Я отмечаю это только из-за ответа Рихтера 383; я, разумеется, нисколько не отрицаю того, что постановка нами этого вопроса может принести большую пользу пропаганде, но не могу, конечно, судить об этом отсюда со всей категоричностью.

257

С г-ном Дюрингом я, наконец-то, благополучно покончил, если не считать просмотра последних статей* , и на этом свете я не хотел бы больше поддерживать это приятное знакомство. Какой зазнавшийся невежда! Если оставшаяся часть теперь не будет напечатана в кратчайший срок, то в этом виноват буду уж не я.

С дружеским приветом

Ваш Ф. Энгельс

___________________

* Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг», отдел третий. Ред.

 

Впервые полностью опубликовано

на русском языке в «Архиве

Маркса и Энгельса», т. I (VI), 1932 г.

Печатается по рукописи

Перевод с немецкого

Источник: К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения издание 2-е, т.34, стр. 255-257

Примечания:

420

105 Прогрессисты - представители прусской буржуазной партии прогрессистов, возникшей в июне 1861 года. Прогрессистская партия требовала объединения Германии под главенством Пруссии, созыва общегерманского парламента, создания сильного либерального министерства, ответственного перед палатой депутатов. В 1866 г. от прогрессистской партии отделилось правое крыло, капитулировавшее перед Бисмарком и образовавшее партию национал-либералов. В отличие от них прогрессисты и после завершения объединения Германии в 1871 г. продолжали провозглашать себя партией оппозиции, однако эта оппозиционность оставалась чисто декларативной. Из страха перед рабочим классом и из ненависти к социалистическому движению прогрессистская партия мирилась с господством прусского юнкерства в условиях полуабсолютистской Германии. Колебания в политике прогрессистской партии отражали неустойчивость торговой буржуазии, мелких промышленников, отчасти ремесленников, на которых она опиралась. - 45, 256, 285.

437

235 Отрывок из этого письма был опубликован в книге: F. Engels. «Politisches Vermachtnis. Aus unveroffentlichten Briefen». Berlin, 1920 (Ф. Энгельс. «Политическое завещание. Из неопубликованных писем». Берлин, 1920). - 124, 255.

454

380 В. Бракке писал Энгельсу 26 апреля 1878 года: «Что касается планов Бисмарка, то я все-таки думаю, что против них следует решительно

455

выступить. Честно говоря, я буду рад, если ему удастся провести железнодорожный проект; табачная монополия представляется мне также не неприемлемой; но все же я считал бы, что всякое участие партии в осуществлении этих вещей нелепо». - 255.

381 Высказанные в этом письме далее положения относительно перехода при капитализме средств производства, транспорта и связи в собственность государства получили развитие в произведении Ф. Энгельса «Анти- Дюринг», отдел третий, глава II. Эта глава была опубликована в приложении к газете «Vorwarts» 26 мая 1878 г., примечание об огосударствлении (см. настоящее издание, т. 20, стр. 289) добавлено во втором издании книги в 1886 году. - 255.

382 Имеется в виду мировой экономический кризис 1873 года. В Германии кризис начался «грандиозным крахом» в мае 1873 г., явившимся прелюдией к длительному кризису, который затянулся до конца 70-х годов. - 255.

383 Проект закона об отмене освобождения военнослужащих от коммунальных налогов, который внес В. Бракке, обсуждался на заседании рейхстага 10 апреля 1878 года. Выступивший в прениях лидер прогрессистов Э. Рихтер в частности сказал: «Мы считаем немаловажным отметить... в тактике господ социалистов... перемену к лучшему. Вы, господа, очевидно, считаете современное государство и его устройство не таким уж плохим, чтобы не стоило потрудиться, как это сделал в своей речи предыдущий оратор [Бракке], над его частичным улучшением... Мы отнюдь не будем в претензии, если вы пойдете по нашему пути и будете возобновлять наши старые предложения». - 256.