"Революционный архив"

Чжоу Эньлай

         7

Наша партия в нынешней политической борьбе 

(11 декабря 1926)

I

Мы не только констатируем, но и твердо убеждены, что нынешняя политическая борьба должна быть борьбой за свержение полуфеодальных сил 1 и установление демократического режима. Но кое-кого разбирают сомнения: зачем, помимо Гоминьдана 2, нужна еще Коммунистическая партия и вся ее деятельность, раз обе партии ничем не отличаются в своей нынешней революционной работе? Эти люди полагают, что существование Компартии и ее деятельность неизбежно ведут к столкновению и разрыву с Гоминьданом.

Вообще говоря, в последние три года по этому вопросу писалось и говорилось немало. И единственно для того, чтобы наша нынешняя политическая борьба развертывалась еще

______________________

* Зимой 1926 года, вслед за непрерывными успехами Северного похода и стремительным ростом рабоче-крестьянского движения, правые силы Гоминьдана, активизируя свои контрреволюционные действия, предприняли целый ряд провокационных актов против сотрудничества Гоминьдана и Компартии, против рабоче-крестьянского движения. В страхе перед реакционной волной правые оппортунисты внутри КПК, представителем которых был Чэнь Дусю, не решились отстаивать гегемонию пролетариата и уступили правым гоминьдановцам. В этой обстановке и писалась данная статья. Впервые она была опубликована в 37-м номере еженедельника «Жэньминь чжоукань» - органа Гуандун-Гуансийского райкома КПК.

 

8

 

более эффективно, чтобы революционеры еще теснее сплотились и глубже узнали друг друга, необходимо дать следующий ответ.

1. В национальной революции как таковой общий выход для всех угнетенных классов Китая. Но, принимая участие в этой революции, каждый класс исходит из своих собственных соображений, а в ходе реализации демократического режима тем более преследует свои собственные интересы. Поскольку интересы у классов разные, рабочим и крестьянам, испытывающим самый тяжелый гнет, нужна, само собой разумеется, такая партия, как коммунистическая, которая бы боролась исключительно за их классовые интересы и шла в их авангарде. То, что Компартия борется во имя рабочих и крестьян и вовлекает их в национальную революцию, отнюдь не мешает Гоминьдану руководить всеми классами в этой революции. Наоборот, это позволит обеим партиям дополнять друг друга в практической работе.

2. Хотя все угнетенные классы в общем стремятся к национальной революции, однако в длительной революционной борьбе национальная буржуазия 3, как правило, легко идет на компромиссы, а мелкая часто колеблется, и только пролетариат является наиболее стойким революционным классом. Лишь опираясь на пролетариат и его союз с крестьянами и ремесленными рабочими и побуждая при их содействии мелкую и национальную буржуазию на непримиримую борьбу с врагом, можно будет достичь подлинной цели национальной революции - освобождения нации и установления демократического режима. Поэтому деятельность Компартии, борющейся во имя рабочего класса и крестьянства, сводится не к чему иному, как к руководству революционными силами рабочих и крестьян для продвижения вперед национальной революции и предотвращения отрицательного влияния на нее соглашательской природы других классов. Эта наша деятельность идет лишь на пользу Гоминьдану, который руководит национальной революцией, она умножает его революционные силы и не таит в себе никакой опасности столкновения и разрыва с ним. Ибо если и произойдет столкновение, то это будет столкновение между революционными рабоче-крестьянскими массами и буржуазией, идущей на соглашательство с нашим врагом -

 

9

 

империализмом, а если произойдет разрыв, то это будет разрыв революционных левых гоминьдановцев и коммунистов с нереволюционерами - правыми элементами. Гоминьдану, раз он революционный и занимает руководящее положение в национальной революции, нечего бояться такого столкновения и разрыва. Да и факты подтверждают это. Со времени движения «30 мая» 4 было немало столкновений революционных рабоче-крестьянских масс, особенно пролетариата, которые верны духу антиимпериалистической борьбы и решительно проводят тактику забастовок, с буржуазией, стремящейся к компромиссу с английским империализмом. А после трагической гибели Ляо Чжункая 5 левые гоминьдановцы и коммунисты в полном единении развернули борьбу с элементами, причастными к этому убийству, и вообще с теми, кто выступал против Компартии, против России и против рабоче-крестьянского движения, причем многие нереволюционеры отшатнулись от революции. Но это не только не повредило национальной революции и Гоминьдану, а, наоборот, еще больше сплотило революционные силы и придало национальной революции нынешний размах.

 

II

 

Теперь, после того как мы закончили свои разъяснения, необходимо конкретно изложить нашу позицию.

1. Мы, коммунисты, ведя рабоче-крестьянские массы на национальную революцию, имеем целью ниспровергнуть иностранный империализм, а также полуфеодальные силы внутри страны и в своих требованиях не выходим за рамки демократизма. Однако если капиталисты станут подавлять справедливую борьбу рабочих за улучшение жизненных условий или если помещики в сговоре со всеми приверженцами старого начнут подрывать движение крестьян за освобождение, то коммунисты обязаны будут встать на сторону рабочих и крестьян и довести до конца борьбу за их освобождение от мучительного гнета. Стоя на стороне рабочих и крестьян, коммунисты, понятно, решительнее всех ведут борьбу за установление демократического режима и настойчивее всех выставляют

 

10

 

свои требования. Все это нисколько не опережает национальную революцию, а только продвигает ее вперед.

2. Мы знаем, что единственной целью национальной революции является освобождение нынешнего Китая и что китайская национальная революция есть составная часть мировой революции. Поэтому мы признаем революционный китайский Гоминьдан руководителем национальной революции в Китае и считаем, что китайским коммунистам необходимо вступать в его ряды и совместно с ним вести борьбу. Но это вовсе не означает утраты Коммунистической партией Китая своей независимости и самостоятельной платформы. Гоминьдановская политика союза с Компартией и вступление коммунистов в Гоминьдан фактически говорят о наличии тесных связей между двумя партиями и руководящем положении Гоминьдана. Исходя из этих принципов, Компартия наряду с оказанием поддержки Гоминьдану и Национальному правительству должна выставлять от имени рабочих и крестьян политические и экономические требования, не выходящие за рамки демократической революции, а также побуждать гоминьдановское правительство к постепенной реализации этих требований.

3. Нам очень бы хотелось, чтобы Гоминьдан стал такой революционной партией, которая бы не делилась на левых и правых. Но фактически это не зависит от нашего желания. Национальная революция есть совместная революция различных классов, и различие в их классовой природе приводит, разумеется, к образованию тех или иных группировок внутри Гоминьдана. Раньше правые гоминьдановцы явно выступали против Компартии, против России, против рабочих и крестьян и многое натворили в сговоре со старыми силами, а левые гоминьдановцы стойко боролись за осуществление национальной революции и установление демократического режима, твердо проводили три основные революционные политические установки - союз с Россией, союз с Коммунистической партией и поддержка рабочих и крестьян. Учитывая эти разные тенденции, мы, коммунисты, со времени реорганизации Гоминьдана д-ром Сунь Ятсеном помогаем левым гоминьдановцам в их теоретической и практической борьбе с правыми. В то же время мы, коммунисты, надеемся, что правые гоминьдановцы полностью осознают сущность демократического режима и

 

11

 

постепенно полевеют, что все честные члены гоминьдана станут левыми. Как видно из нашей позиции, мы совсем не собираемся раскалывать Гоминьдан и тем более препятствовать ему стать единой революционной партией.

4. Мы обязаны изложить открыто свои взгляды в силу трех вышеуказанных моментов, в силу того, что мы защищаем интересы рабочих и крестьян, отстаиваем позиции Коммунистической партии в политической борьбе и возлагаем надежды на Гоминьдан. «Коммунисты, - говорил К. Маркс, - считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения» 6. Поэтому кроме пропаганды наших взглядов необходимо постоянно открыто излагать наши намерения. Теперь, когда власть в руках гоминьдановского правительства, наши намерения и критика доброжелательны, и мы надеемся, что гоминьдановское правительство примет их к сведению. Наша критика в корне отличается от враждебных выпадов и подрывной пропаганды империалистов, милитаристов и всех полуфеодальных сил. Но если товарищи гоминьдановцы станут отождествлять нашу доброжелательную критику с провокационными инсинуациями империализма и реакции или если они, закрывая глаза на факты, станут уверять, что наша критика беззаконий гражданских и военных чинов, а также кое-каких нецелесообразных мероприятий гоминьдановского правительства есть клевета на Гоминьдан в целом и дискредитация Национального правительства, то не будет ли это высосанным из пальца ложным обвинением? К примеру, все требования рабоче-крестьянских масс и наша критика в связи с расправами над рабочими и подавлением крестьянского движения в последние месяцы направлены на то, чтобы гоминьдановское правительство наказало бесчинствующих гражданских и военных должностных лиц и тем самым доказало свою верность партийной установке на поддержку крестьян и рабочих. Да и в еженедельнике «Гоминь чжоукань», издаваемом товарищами левыми, тоже отмечалось: «В партийном правительстве не должно быть места чиновникам, которые не содействуют крестьянско-рабочему движению и не используют политические силы в интересах революционной работы. В рядах нашей партии не должно быть места таким элементам, которые подавляют крестьянско- рабочее движение или пренебрежительно относятся к нему.

 

12

 

Партийное правительство обязано опираться здесь на железную дисциплину». «Мы все время хотели, чтобы народ сблизился с нашей партией и поддерживал ее, но, вопреки нашему желанию, власть имущие в нашей партии всеми своими деяниями только отталкивают народ. До чего же это возмутительно!» «... Мы печемся о массовой базе нашей партии и тем более о ее судьбе, которая денно и нощно тревожит людей, называемых обычно защитниками партии. Все более пробуждающийся народ не толкнешь на необдуманные действия революционной вывеской, а организованные массы тем более не обманешь словесными обещаниями, надев на себя красивую маску, хотя бы уже потому, что мы сами тоже организованный народ. Сейчас нам крайне необходимо, чтобы народ хорошо узнал нашу партию. Но расправы отталкивают от нас народные массы, более того, люди, подобные Чэн Гэну, которого вы проклинали, будут неустанно собирать вокруг себя народ во вред нашей партии, а таких людей вам не перебить и не уничтожить. Это будет действительно так, и об этом мы очень беспокоимся» 7. По сравнению с этими серьезными нареканиями наша критика не выглядит чрезмерной. Если вам угодно выдавать всякие слухи, вымыслы и даже волнения, не имеющие к нам никакого отношения, за провокационную и подрывную деятельность Компартии, то знайте, что таких обвинений за последние три года мы уже наслушались вдоволь, да и товарищи левые тоже перенесли немало обид, и нам незачем оправдываться. Если товарищи революционные гоминьдановцы поймут, по каким соображениям мы критикуем, и будут, как и прежде, прилагать свои усилия, то национальная революция рано или поздно увенчается победой.

В заключение давайте провозгласим:

Все революционеры, объединяйтесь!

Все угнетенные классы, объединяйтесь!

 

472

 

Примечания:

 

1 Так назывались тогда в документах ЦК партии милитаристы, бюрократы, купцы-компрадоры, а также помещики-тухао.

2 Политическая партия, созданная Сунь Ятсеном. В 1905 году в результате объединения руководимого Сунь Ятсеном «Синчжунхуэя» («Союз возрождения Китая») с «Хуасинхуэем» («Союз обновления Китая») и «Гуанфухуэем» («Союз восстановления Китая») образовался «Тун- мэнхуэй» («Союзная лига»). Председателем его стал Сунь Ятсен. Под руководством «Тунмэнхуэя» совершилась революция 1911 года. В 1912 году «Тунмэнхуэй» после слияния с небольшими партиями был реорганизован в Гоминьдан. Эта партия пошла на компромисс с северным милитаристом Юань Шикаем и постепенно превратилась в группировку бюрократов-политиканов. В 1914 году в целях борьбы против господства Юань Шикая часть членов Гоминьдана во главе с Сунь Ятсеном организовала «Чжунхуа гэминдан» («Китайская революционная партия»), а в октябре 1919 года переименовала ее в Гоминьдан Китая. В январе 1924 года с помощью КПК Сунь Ятсен реорганизовал Гоминьдан Китая. Реорганизованный гоминьдан принял выдвинутую Компартией Китая политическую линию на борьбу против империализма и феодализма, дал новое толкование трем народным принципам и утвердил три основные политические установки - союз с Россией, союз с Коммунистической партией и поддержка крестьян и рабочих. Все это привело к первому сотрудничеству между Гоминьданом и Компартией, обеспечившему успешное проведение Северного похода. После реорганизации Гоминьдан стал выступать как демократический революционный союз рабочих, крестьян, мелкой и национальной буржуазии. Однако после контрреволюционного переворота, совершенного Чан Кайши в апреле 1927 года, Гоминьдан в основном стал реакционной кликой, представляющей интересы крупных помещиков и крупной буржуазии.

3 Имеется в виду средняя буржуазия Китая, которая, в отличие от крупной компрадорской буржуазии, совсем не связана или мало связана с империализмом.

4 Имеется в виду кровавый инцидент, возникший 30 мая 1925 года в Шанхае и вызвавший общенациональное антиимпериалистическое

 

473

 

патриотическое движение. 30 мая 1925 года около 10 тысяч шанхайцев провели на территории международного сеттльмента антиимпериалистическую демонстрацию, которая была потоплена в крови английским империализмом. Этот кровавый инцидент вызвал всенародное возмущение. Широкие массы рабочих, студентов, торговцев и крестьян вышли на демонстрации. Устраивались забастовки, прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались магазины. Все это переросло затем в общенациональное антиимпериалистическое патриотическое движение.

5 20 августа 1925 года правые гоминьдановцы по указке империалистов совершили в Гуанчжоу покушение на жизнь лидера левых гоминьдановцев Ляо Чжункая, который твердо стоял за сотрудничество с Компартией. Для расследования столь серьезного дела была создана Комиссия по расследованию дела об убийстве Ляо Чжункая. Чжоу Эньлай был одним из членов этой комиссии.

6 К. Маркс и Ф. Энгельс, «Манифест Коммунистической партии». Соч., изд. 2, т. 4, стр. 459.

7 См. статью «О крестьянском движении в связи с инцидентом в Хайкане» за подписью Фань Э, помещенную в 3-м номере (от 23 октября 1926 года) еженедельника «Гоминь чжоукань». Статья разоблачает и осуждает преступные действия военно-административных властей уезда Хайкан провинции Гуандун, которые в сговоре с местными тухао и лешэнь убили Чэн Гэна, организатора крестьянского движения.

Источник: Чжоу Эньлай. Избранные произведения, т. I. стр. 7-12. Издательство литературы на иностранных языках. Пекин. 1981