"Революционный архив"

Зиновьев 
Григорий Евсеевич

159

 

Письмо Г.Е. Зиновьева И.В. Сталину

о кризисе в Германии

г. Кисловодск, 31 июля 1923 г.

 

Дорогой тов. Сталин.

Получил Ваших 2 письма. Спасибо. Насчет проливн[ой] конвенции продолжаю иметь большие сомнения. В таком вопросе следовало по прямому пров[оду] опросить и Тр[оцкого] и нас.

Насчет «водки» явно готовится целая кампания. Беда в том, что и наши - Серго, Ворошилов, Бух[арин] - сильно колеблются. Тр[оцкий] здесь сильно «агитировал» Ворош[илова]. Даже Молот[ов], кажется, имеет большие сомнения. Посмотрим. Нужна осторожность большая.

Что Карах[ана] послали - это хорошо. Но с отзывом Иоффе надо бы полегче1.

Что до немец[ких] дел, то расхождение, кон[ечно], не из-за того, что мы не понимаем опасностей немедл[енного] боя. Этой опасности не было, - напрасно Вы верили болтунишке Радеку. Расхождение в том, что Рад[ек] «наскочил» на ЦК за прекрасное и верное воззвание 12 июля. Радек верит только в «болтологию» по адр[есу] фачистов*

Брандлер как серьезный человек дела, готовит рабочих к бою с фачистами.

Кризис в Герм[ании] назревает очень быстро. Начинается новая глава германской] революции. Перед нами это скоро поставит грандиозные задачи. НЭП войдет в новую перспективу. Пока же минимум, что надо - это поставить вопрос 1) о снабжении нем[ецких] ком[мунистов] оружием в большом числе, 2) о постепенной мобилизации чел[овек) 50 наших лучших боевиков для постепенной] отправки их в Германию. Близко время громадных событий в Гер[мании]. Близко время, когда нам придется принимать решения всем[ирно]-историч[еской] важности2.

Тут был на днях Раковс[кий]. Приезжал к Троцкому, к нам не заходил. Украину, по-моему, надо серьезно укрепить новыми крупн[ыми] людьми. Заключаю это из разговоров с Фрунзе.

От Ферстера очень оптимистическое] письмо. Большое улучшение. В области мозга - рассасывание, т.е. большое улучшение. Пишет твердо: гарантирую etc. Ура!

Большой привет. Пишите хоть изредка. В ответственных делах хорошо бы, если дело терпит, советоваться по проводу. Надо обя-

___________________

* Г. Зиновьев употреблял в это время термин «фачисты», то есть в транскрипции^, близкой к итальянскому.

 

160

 

зательно и Вам попозже в отпуск съездить. Лечимся здесь хорошо. Жму руку. Кланяюсь Каменюге* Ваш Г Зин[овьев].

Вашего мнения по поводу разговоров с Серго жду с нетерпением. Не примите и не истолкуйте это в дурную сторону. Обдумаемте спокойно.

Я вижу из протоколов, что Короткова сняли. Очень советую испытать Зорина на должности секретаря. Развернется.

Из протокол [ов] вижу, что Емельянов (из Черновца) назначен секретарем Свердловского] уни[верси]тета. Это ошибка. Он склочник и несомненно] член фракции Смирнова или Сапрон[ова]. В Свердловском] уни[верси]тете это не подходяще.

P.S. Еще о созыве междунар[одного] совещания крестьян в связи с выставкой. По-моему, обязательно нужно. Радек пишет, что есть сомнения в связи с возможным возрождением плана Осинского о крест[ьянском] союзе. Это обойти не трудно. Достаточно, если с русской стороны инициаторами и представителями будут крестьяне - члены ВЦИК - во главе с Калининым и Яковенко. А для Европы - гигантской важно[сти] [дело]...

 

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. И. Д. 734. Л. 29-31.

Автограф. На бланке: «Член Президиума Исполкома Коммунистического Интернационала».

 

Примечания

 

1 Г. Зиновьев высказывает ряд упреков И. Сталину по поводу того, что Политбюро решает ряд важных кадровых вопросов без согласия с Троцким, Зиновьевым и другими. За день до письма И. Сталину Г. Зиновьев отправил большое письмо Л. Каменеву, поставил в этом письме со всей резкостью вопрос о том, что больше нельзя терпеть положение, когда Сталин решает многое единолично. «Если партии суждено пройти через полосу (вер[оятно], очень короткую) единодержавия Сталина, - пусть будет так. Но прикрывать все эти свинства я, по крайней мере, не намерен. Во всех платформах говорят о «тройке», считая, что и я имею в ней не последнее значение. На деле нет никакой тройки, а есть диктатура Сталина. Ильич был тысячу раз прав. Либо будет найден серьезный выход, либо полоса борьбы неминуема», - так писал Г. Зиновьев, призывая Каменева проявить хладнокровие, «но не до бесчувствия» (Ф. 324. Оп. 2. Д. 71. Л. 16-18). См. также док. № 107.

 

2 Отрываясь от реальной действительности и проявляя революционное нетерпение, Г. Зиновьев стремится убедить И. Сталина и других руководящих деятелей РКП(б) в том, что в Германии дело быстро идет к революции.

____________________________

* Имеется в виду Л.Б. Каменев.

 

 

Источник: «Политбюро ЦК РКП (б) – ВКП (б) и Коминтерн. 1919-1943. Документы», Москва, РОССПЭН, 2004, стр. 159-160