Из книги
«Мой судебный процесс»
(1919 год)
129
Берлин, 17 августа 1916 г.
В Берлинский Королевский Окружной суд
К уголовному делу против меня:
Самые славные свои победы немецкий милитаризм одерживает в сражениях на родине - но о них не говорят газеты. Самые славные свои победы он одерживает в битвах с немцами - голодными, жаждущими свободы, требующими мира. Ежедневно он одерживает победы над безоружными, над женщинами, стариками, детьми, - но в честь этих побед не звонят колокола.
И пленных он берет тысячами - но о них ничего не говорится в донесениях генерального штаба.
Десятого июля он стремительной атакой опрокинул Розу Люксембург46. В настоящее время он торжествует новую победу, которую будут воспевать наши потомки: смелым натиском ему удалось одолеть и забрать в плен семидесятилетнего старика Франца Меринга, под ударами которого некогда дрожал Бисмарк.
Наконец-то! Официальный и официозный немецкий мир может вздохнуть свободно. Наконец-то! Франц Меринг давно это заслужил. И поделом ему!
Зачем он не кадил богам империализма? Зачем оставался верен прежним алтарям - алтарям социализма? Зачем, невзирая на свой преклонный возраст, ринулся в бой за святыню Интернационала? Поделом ему? Ибо, хотя он и учитель немецкого народа, - но не из тех, кого выпускает конюшня господина фон Тротта в Зольце. Ибо, хотя он и светило немецкой науки, мастер немецкой публицистики, страж и ревнитель немецкой культуры, но он не из лейб-гвардии Гогенцоллернов. Он разрушитель борусских легенд, а не при-130
дворный летописец. Борец за угнетенных, а не наемник власть имущих. Человек, а не лакей.
В такое время, когда официальные представители немецкой науки читают панегирики варварству и торгуют своей музой; когда жить в мире и сохранять внешнюю свободу может лишь тот, кто обрек себя на внутреннее рабство и умильно виляет хвостом перед военной диктатурой; в такое время, когда «социал-демократы» Ганзены безмерно счастливы, если им разрешают бежать рядом с немецкой государственной каретой и подбирать крохи со стола министров; когда «социал-демократическим» Шлюку и Яу47 из милости разрешено в течение нескольких часов поваляться на мягких дворцовых диванах, в такое время, когда отступники «социал-демократы» свободно греются на солнышке, - в такое время таким людям, как Франц Меринг, подобает быть не на свободе, а в тюрьме. Ибо тюрьма - единственное место, где в наши дни в Германии порядочный человек может чувствовать себя свободным.
Самое почетное место семидесятилетнему Францу Мерингу - в тюрьме.
Но работа еще не вся закончена. Еще имеются в Германии тысячи и десятки тысяч мужчин и женщин, которые кричат: «Долой правительство!», «Долой войну!»
Вперед же, к новым подвигам, превосходительный фон Кессель!
Вперед, к новым славным победам над голодными, жаждущими свободы, требующими мира. Над женщинами, детьми и стариками. Чтобы по всей Европе разнеслись отголоски неувядаемой славы Германии.Солдат рабочего батальона
ЛибкнехтИсточник: Карл Либкнехт «Мысли об искусстве», Изд. «Художественная литература», М., 1971, стр. 129-130
Примечания:
336
46 17 июля 1916 года Либкнехт послал в Королевский окружной суд Берлина заявление по поводу ареста Р. Люксембург. «В феврале 1915 года ее уже сажали вместе с проститутками и воровками, год уже продержали в тюрьме. Теперь ее хотят погубить окончательно, эту женщину, чье хрупкое тело заключает в себе столь пламенную и великую душу, столь отважный блистательный ум ... ». История человеческой культуры покроет ее славой, пишет Либкнехт, в то время как героев милитаристского варварства - презрением и безвестностью. «Задерживают всякое официальное сообщение об аресте. Скрывают позор. Боятся народных масс. Грязное дело пытается отстоять себя грязными средствами,
Душители свободы, палачи истины - вот что такое «немецкий рейх»! Вот кто они такие - те, кто посредством войны добиваются власти над миром! Победа в их руках означала бы тюрьму для немецкого народа. Бедствие для человечества.
Однако, сила, которую хотели бы подавить в Розе Люксембург, мощней, чем кулачное право военного времени. И эта сила взорвет тюремные стены, она восторжествует» (K. Liebknecht, Gesammelte Reden nud Schriften, Bd. IX, S. 114-115).47 Шлюк и Яу - герои пьесы Г. Гауптмана «Шлюк и Яу», бродяги прихлебатели; знать, издевки ради, дала им возможность сыграть роль господ.