225
117
МАРКС - ЭНГЕЛЬСУ 363
В МАНЧЕСТЕР
[Лондон], 14 июня 1853 г.
28, Deanstreet, Soho
Дорогой Фредерик!
Только сегодня собрался (мешали всякие дела и домашние заботы) ответить тебе на твои два последних письма и подтвердить получение американских денег (переданных Фрейлиграту) **, а также остатка суммы, причитающейся из Америки от «Tribune». Если вы с Чарлзом*** вынуждены были вступать в такого рода сделки с «посредником», то ты из-за меня основательно сам себя наказал. Но так как деньги по векселю ссудил не этот субъект, а ты, то вы могли бы вексель отослать в Америку и без него. По крайней мере, мне так кажется.
__________________
** См. настоящий том, стр. 206. Ред.
*** - Рёзгеном. Ред.
226
Пиперу я твоего сообщения не передал по следующим мотивам: за последние 8-10 дней он все больше и больше превращался в развалину, так что мне пришлось, наконец, серьезно поговорить с ним о состоянии его здоровья. И тут выяснилось, что ему становится все хуже и хуже благодаря «лечению» какого-то английского шарлатана. Я тут же потребовал, чтобы он отправился со мной в госпиталь св. Варфоломея - лондонскую клинику, в которой бесплатно лечат самые лучшие и известные врачи. Он послушался. Какой-то старый Гиппократ, осмотрев corpus delicti* и осведомившись о прошлом лечении, сказал ему: «Вы были глупцом», и заявил, что через три месяца с ним будет «кончено», если он хоть на волосок отступит от его предписаний. Новый способ лечения немедленно доказал свое превосходство, и через две недели наш парень будет в полном порядке. Случай был слишком серьезный для того, чтобы отвлекать его от лечения. Впрочем, Фрейлиграт имеет для него в виду какое-то место. Если из этого ничего не выйдет, я тебе напишу.
Румпф, наш весельчак-портной, находится сейчас в сумасшедшем доме. Месяцев пять тому назад этот несчастный, желая разом избавиться от всех тяжелых житейских забот, женился на старухе, стал держаться преувеличенно солидно, бросил пить и начал работать, как лошадь. Неделю тому назад он опять запил; дня два тому назад он позвал меня к себе и заявил мне, что нашел средство осчастливить весь мир и что я должен стать его министром и т. п. Со вчерашнего дня он в психиатрической больнице. Жаль парня.
Руге объявляет в «Leader» - эта газета, кстати сказать, стала совершенно обывательской, - что он будет читать в Лондоне лекции о немецкой философии. Одновременно он, конечно, всячески рекламирует себя, например сообщая: «Что касается стиля, то германский народ имеет кроме него только одного человека - Лессинга». В том же номере «Leader» русский Герцен помещает объявление о выпуске собрания своих сочинений, указывая, что он в сотрудничестве с польским комитетом собирается основать в Лондоне русско-польскую типографию с целью пропаганды 364.
Из одного из прилагаемых писем Клусса ты можешь видеть, какого рода тот главный удар, которым мне угрожает Виллих. Дело касается тех 20 ф. ст., которые я взял взаймы у Эмигрантского комитета 365 в тот момент, когда у меня описали имущество за то, что моя квартирная хозяйка в Челси не заплатила своему
________________
* - вещественные доказательства. Ред.
227
домовладельцу, хотя я ей уплатил сполна; эти деньги я своевременно вернул до последнего фартинга. Ты должен мне написать, какой тактики мне держаться. Если славный Виллих собирается этим меня сразить, то это значит, что он слишком большой «простак».
Американский экономист Кэри выпустил новую книгу: «Рабство у нас и за границей». Под «рабством» он понимает здесь все формы порабощения, наемное рабство и т. д. Он прислал мне свою книгу и несколько раз цитировал меня (по «Tribune») то как «нового английского писателя», то как «корреспондента «New-York Tribune»» 366. Я уже говорил тебе, что во всех своих прежних работах он изображал экономические основы буржуазного общества как «гармонию» и все зло выводил из излишнего вмешательства государства. Государство было его bete noire* . Теперь он поет другую песню. Все зло происходит от централизующего влияния крупной промышленности. А в этом централизующем влиянии виновата Англия, которая превращается в мастерскую мира и отбрасывает все остальные страны назад к грубому и оторванному от мануфактуры земледелию. За грехи же Англии несет ответственность теория Рикардо - Мальтуса и, в особенности, теория земельной ренты Рикардо. Необходимым следствием как теории Рикардо, так и промышленной централизации явится коммунизм. Чтобы избежать всего этого, чтобы противопоставить централизации локализацию и повсеместный союз рассеянных по всей стране фабрик с земледелием, этот ярый сторонник свободы торговли рекомендует в конце концов покровительственные пошлины. Желая избежать результатов, которые влечет за собой буржуазная промышленность и ответственность за которые он возлагает на Англию, он как истинный янки ищет выход в том, чтобы искусственно ускорить это развитие в самой Америке. Вообще же его вражда против Англии приводит его к сисмондистскому восхвалению мелкобуржуазных порядков в Швейцарии, Германии и Китае и т. д., и это делает тот самый человек, который в свое время постоянно высмеивал Францию за ее сходство с Китаем. Единственно действительно интересное в книге - это сравнение прежнего английского рабства негров на Ямайке и т. д. с рабством негров в Соединенных Штатах. Кэри доказывает, что основная масса негров на Ямайке и т. д. всегда состояла из вновь ввозимых варваров, потому что при том обращении, которое практиковалось англичанами, не только не сохранялась прежняя численность негритянского
________________
* - пугалом. Ред.
228
населения, но и постоянно погибало 2 /3 ежегодно ввозимых новых негров. Между тем в Америке негры нынешнего поколения - уже местного происхождения; все они в большей или меньшей степени янкизированы, говорят по-английски и т. д. и потому становятся способными к эмансипации.
«Tribune», разумеется, расхваливает книгу Кэри изо всех сил. Общим у обоих является то, что, выступая под видом сисмондистски-филантропически-социалистического антииндустриализма, они защищают интересы протекционистской, то есть промышленной, буржуазии Америки. В этом также состоит весь секрет, объясняющий, почему «Tribune», несмотря на все свои «измы» и социалистическую болтовню, может быть «ведущей газетой» в Соединенных Штатах.
Твоя статья о Швейцарии* была, конечно, прямым ударом по «передовицам» «Tribune» (против централизации и т. д.) и ее Кэри. Я продолжал эту скрытую войну в первой статье об Индии**, изобразив в ней уничтожение Англией местной промышленности как революционный акт. Это им очень не понравится. Вообще же говоря, все хозяйничанье бриттов в Индии - свинство и остается таковым по сей день.
Застойный характер этой части Азии, несмотря на все бесплодные движения, происходящие на политической поверхности, вполне объясняется двумя взаимно усиливающими друг друга обстоятельствами: 1) общественные работы - дело центрального правительства; 2) наряду с тем, что существует это правительство, все государство, если не считать немногих крупных городов, состоит из множества сельских общин, каждая из которых имеет свою совершенно самостоятельную организацию и представляет собой особый замкнутый мирок. В одном парламентском отчете эти сельские общины описаны следующим образом:
«Село в географическом отношении представляет собой пространство в несколько сот или тысяч акров возделанной и пустующей земли; в политическом отношении оно похоже на корпорацию или городскую общину. В самом деле, каждое село представляет собой и, по-видимому, всегда представляло отдельную общину или республику. Должностные лица: 1) патель, гоуд, мандил и т. д., как он называется на различных языках, - это староста, который, как правило, осуществляет надзор за делами села, улаживает споры между его обитателями, обладает полицейскими функциями и исполняет обязанность сборщика налогов внутри села... 2) Карнам, шамбо, или путвари, - ведет учет, 3) тальяри, или стулвар, и 4) тоти - должны охранять село и урожай. 5) Нергунти распределяет воду из потоков или водохранилищ равномерно по всем полям. 6) Джоши,
______________
* Ф. Энгельс. «Политическое положение Швейцарской республики». Ред.
** К. Маркс. «Британское владычество в Индии». Ред.
229
или астролог, определяет время посева и жатвы, сообщает о благоприятных и неблагоприятных днях и часах для всех земледельческих работ. 7) Кузнец и 8) плотник выделывают грубые земледельческие орудия и строят еще более грубое жилище крестьянина. 9) Гончар изготовляет всю домашнюю утварь в деревне. 10) Человек, занимающийся стиркой, содержит в чистоте несложную одежду... 11) Цирюльник, 12) серебряных дел мастер, который часто соединяет в своем лице также и поэта и школьного учителя села. Затем брахман, ведающий делами культа. Под этой примитивной формой общинного управления население жило с незапамятных времен. Границы сел редко изменялись, и, хотя самые села иногда несли тяжелый ущерб и даже подвергались опустошению в результате войны, голода и болезней, - то же название, те же границы, те же интересы и даже те же семьи продолжали существовать из века в век. Жители этих сел нисколько не беспокоились по поводу гибели и разделов целых монархий; пока их село остается целым и невредимым, их мало интересует, под власть какой державы оно подпало и какому государю оно подчинено, ибо их внутренняя хозяйственная жизнь остается неизменной» 367.
Должность пателя обычно наследственна. В некоторых из этих общин земли всего села обрабатываются сообща, но в большинстве случаев каждый владелец обрабатывает свой собственный участок. Внутри общины существует рабство и кастовое деление. Пустующие земли используются как общие пастбища. Жены и дочери занимаются домашним ткачеством и прядением. Эти идиллические республики, которые заботятся лишь о том, чтобы ревностно охранять границы своего села от соседнего, все еще существуют в почти нетронутом виде в северо-западных провинциях Индии, только недавно захваченных англичанами. Мне кажется, что трудно представить себе более солидную основу для азиатского деспотизма и застоя. И хотя англичане сильно ирландизировали страну, все же разрушение этих стереотипных первобытных форм являлось conditio sine qua non* европеизации. Сборщик податей один не мог справиться с этой задачей. Необходимо было уничтожение древней промышленности, чтобы лишить эти сельские общины их самодовлеющего характера.
На Бали - остров у восточного берега Явы - вместе с индусской религией сохранилась еще в полной мере и эта индусская организация. Следы ее, как и вообще индусского влияния, можно обнаружить на всей Яве. Что касается вопроса о собственности, то среди английских авторов, занимающихся Индией, в этом пункте серьезное разногласие. В разобщенных горных местностях к югу от Кришны собственность на землю, по-видимому, существует. На Яве же, как говорит в своей «Истории Явы» сэр Стамфорд Рафлс, бывший английский губернатор Явы, абсолютным собственником всей земли в стране, «которая
_____________
* - непременным условием. Ред
230
дает сколько-нибудь значительную земельную ренту», является государь. Во всяком случае, во всей Азии «отсутствие собственности на землю» как принцип впервые, по-видимому, было установлено мусульманами.
По поводу вышеупомянутых сельских общин следует еще заметить, что они фигурируют уже у Ману 368, и вся организация согласно Ману строится так: 10 общин подчинены высшему сборщику, потом 100, потом 1000.
Напиши мне поскорее.
Твой К. М.
Впервые полностью опубликовано на
языке оригинала в Marx-Engels
Gesamtausgabe. Dritie Abteilung, Bd. 1,
1929 и на русском языке в
Сочинениях К. Маркса и Ф. Энгельса,
1 изд., т. XXI, 1929 г.
Печатается по рукописи
Перевод с немецкого и английского
Источник: К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения издание 2-е, т.28, стр. 225-230
Примечания:
593
234 Речь идет о Комитете помощи немецким эмигрантам в Лондоне, образованном при Просветительном обществе немецких рабочих. В сентябре 1849 г. в состав этого Комитета был избран Маркс. С целью пресечения попыток мелкобуржуазных демократов-эмигрантов подчинить своему влиянию пролетарские элементы лондонской эмиграции по предложению Маркса и других руководителей Союза коммунистов Комитет был преобразован в Социал-демократический эмигрантский комитет, в руководство которого входили Маркс и Энгельс. В середине сентября 1850 г. Маркс и Энгельс заявили о своем выходе из Эмигрантского комитета, большинство членов которого подпало под влияние фракции Виллиха - Шаппера. - 146.
609
363 Данное письмо впервые было опубликовано со значительными сокращениями в книге: «Der Briefwechsel zwischen F. Engels und К. Marx». Bd. I, Stuttgart, 1913. - 225.
364 Маркс имеет в виду заметки: «Арнольд Руге» и «Русская демократическая типография в Лондоне», опубликованные в лондонской газете «Leader» 11 июня 1853 года.
«Вольная русская типография» была основана в Лондоне А. И. Герценом в 1853 г. при активном содействии польской демократической эмиграции. Создание ее положило начало русской бесцензурной печати. Характеризуя эту сторону деятельности Герцена, В. И. Ленин
610
указывал, что он «первый поднял великое знамя борьбы путем обращения к массам с вольным русским словом» (В. И. Ленин. Сочинения, 5 изд., т. 21, стр. 262). В руководстве деятельностью типографии принимал участие другой выдающийся представитель русской революционной демократии, Н. П. Огарев. В «Вольной русской типографии», кроме большого числа книг, брошюр и листовок, печатались такие периодические издания, как «Полярная звезда» и «Колокол», сыгравшие большую роль в развитии революционного и демократического движения в России. Типография просуществовала до августа 1867 г., с апреля 1865 г. она находилась в Женеве. - 226.
365 Эмигрантский комитет - см. примечание 234. Факты, о которых упоминает здесь Маркс, были более обстоятельно изложены им в письме к Клуссу, написанном также 14 июня 1853 года (см. примечание 748). - 226.
366 Речь идет о книге: Н. С. Carey. «The Slave Trade, Domestic and Foreign: why it exists, and how it may be extinguished ». Philadelphia, 1853 (Г. Ч. Кэри. «Внутренняя и внешняя торговля рабами: почему она существует и как ее можно устранить». Филадельфия, 1853). На стр. 203-204 книги приводится цитата из статьи Маркса «Выборы. - Финансовые осложнения. - Герцогиня Сатерленд и рабство». Критика взглядов Кэри дана Марксом в ряде его писем (см., например, настоящий том, стр. 424), а также в «Капитале» и «Теориях прибавочной стоимости» (см. настоящее издание, тт. 23-26). - 227.
367 Маркс приводит выдержку (местами излагая содержание своими словами) из отчета комитета палаты общин, опубликованного в 1812 году. По-видимому, Маркс пользовался при этом книгой: G. Campbell. «Modern India: a Sketch of the System of Civil Government. To which is prefixed, some account of the natives and native institutions ». London, 1852 (Дж. Кэмпбелл. «Современная Индия: очерк системы гражданского управления, которому предпосланы некоторые данные о коренных жителях и их учреждениях». Лондон, 1852). Эти материалы были использованы Марксом в статье «Британское владычество в Индии» (см. настоящее издание, т. 9, стр. 134-135) и в дальнейшем в «Капитале» (см. настоящее издание, т. 23, стр. 370). - 229.
368 Речь идет о «Законах Ману» («Манавадхармашастра») - древнеиндийском сборнике законов и предписаний, представлявшем собой одну из ранних попыток кодификации обычного права в соответствии с потребностями рабовладельческого государства в Индии и догматами религии брахманизма. Составление сборника приписывалось мифическому прародителю людей Ману (по-санскритски «человек»). Материалы сборника накапливались столетиями, получив более или менее окончательное оформление около начала новой эры. «Законы Ману» отражали особенности развития рабовладельческого общества в Индии, сохранявшего многие пережитки первобытнообщинного строя. - 230.
655
748 Далее Клусс прерывает цитирование письма Маркса и несколькими строками ниже передает Вейдемейеру содержание части этого письма в собственном изложении в следующем виде:
«Маркс говорит относительно истории с деньгами. Он никогда не принимал денег в виде вспомоществования; в случае же, о котором раструбил Виллих, дело обстояло примерно следующим образом: Маркс снял квартиру в Челси (Лондон) у арендатора, ежемесячно аккуратно вносил свою плату, испытывая часто при этом большие лишения. Тут вдруг является настоящий владелец дома, требует плату от Маркса, так как посредничающий арендатор целый год ему ничего не платил. Английский закон санкционирует такие действия. Маркс не в состоянии платить, ему посылают брокера [агента для оценки имущества. Ред.] на дом и т. д. Он находится в ужасном положении. Он член Комитета помощи эмигрантам. Деньги выплачиваются отдельным эмигрантам каждую неделю. Но главная сумма, образовавшаяся по большей части из денег, которые присылали наши друзья в Европе, лежит без употребления, и Маркс был «спасен», получив необходимую ему сумму при условии, что он будет возвращать ее частями в таких размерах, как это требуется для других эмигрантов, - по-видимому, для тех, кто пользовался привилегией получать вспомоществование. Он это и делает самым добросовестным образом и выплачивает весь долг, частично из собственного заработка, частично из денег, которые он получил от своей семьи. Вот и все.
656
Чтобы дать все это в развернутом виде, я не испытываю недостатка в материале, наоборот, его более чем достаточно. Например, его жертвы для «Neue Rheinische Zeitung», когда после июньской революции [пролетарского восстания в Париже 1848 года. Ред.] от нее отшатнулась буржуазия, а после введения осадного положения в Кёльне [26 сентября 1848 года. Ред.] - демократическая мелкая буржуазия - и прекрасно! Маркс говорит, что он израсходовал на «Neue Rheinische Zeitung» около 7000 талеров... Он говорит также, что я могу и должен пользоваться всеми заметками, которые он мне посылает, не ссылаясь, впрочем, на него как на источник.
В отношении «Reform» Маркс считает, что прав я. Он говорит, что на промышленную выставку в Нью- Йорк приедет половина Германии, и так как у нас в этом городе нет другого органа, то мы должны смотреть сквозь пальцы на глупости господ из «Hornisse» [редактора газеты «Reform» Кельнера и ее лондонского корреспондента Хейзе, редактировавших в 1848-1850 гг. газету «Hornisse» («Шершень») в Касселе. Ред.] и искусно проводить свою линию. Как известно, Талейран всегда призывал своих государственных мужей: «Прежде всего, не нужно слишком усердствовать, слишком усердствовать!»». - 498.