"Революционный архив"
Ленин
(Ульянов) Владимир Ильич
(1870-1924)
262
ПЕРЕПИСКА
МАРКСА С ЭНГЕЛЬСОМ102
Давно обещанное издание переписки знаменитых основателей научного социализма наконец увидело свет. Энгельс завещал издание Бебелю и Бернштейну, и Бебель успел незадолго до своей смерти покончить свою часть редакционной работы.
Переписка Маркса и Энгельса, вышедшая несколько недель тому назад в Штутгарте у Дитца, представляет из себя четыре больших тома. В них вошло всего 1386 писем Маркса и Энгельса за громадный промежуток времени с 1844 по 1883 год.
Редакторская работа, т. е. составление предисловий к переписке за отдельные периоды, выполнена Эд. Бернштейном. Как и следовало ожидать, эта работа неудовлетворительна ни с технической, ни с идейной стороны. Бернштейну нельзя было браться, - после его печально-знаменитой «эволюции» к крайне оппортунистическим взглядам - за редактирование писем, насквозь проникнутых революционным духом. Предисловия Бернштейна частью бессодержательны, частью прямо фальшивы, - например, когда вместо точной, ясной, прямой характеристики оппортунистических ошибок Лассаля и Швейцера, разоблачаемых Марксом и Энгельсом, встречаешь эклектические фразы и выпады вроде того, что «Маркс и Энгельс не всегда были правы против Лассаля» (т. III, стр. XVIII) или будто они «ближе были» по тактике к Швейцеру, чем к Либкнехту
263
(т. IV, стр. X).
Никакого иного
содержания,
кроме прикрытия
и подкрашивания
оппортунизма, в
этих выпадах
нет. К
сожалению,
эклектическое
отношение к
идейной борьбе
Маркса со
многими его
противниками все
сильнее
распространяется
среди
современной
немецкой
социал-демократии.
С технической
стороны,
неудовлетворительно
составлен
указатель, один
ко всем четырем
томам (например,
пропущены имена
Каутского,
Стирлинга);
примечания к
отдельным
письмам слишком
скудны и
затеряны в
предисловиях
редактора вместо
того, чтобы
поместить их
рядом с
соответствующими
письмами, как
это сделал Зорге,
и т. д.
Издана переписка
непомерно дорого
- около 20 руб.
за все четыре
тома. Нет
сомнения, что
можно и должно
было издать
полную переписку
менее роскошно
за более
доступную цену,
а кроме того
выпустить - для
широкого
распространения
среди рабочих -
извлечение
важнейших в
принципиальном
отношении мест.
Все эти
недостатки
издания,
конечно,
затруднят
ознакомление с
перепиской. Это
жаль, ибо
научная и
политическая
ценность ее -
громадна. Не
только Маркс и
Энгельс
выступают здесь
перед читателем
с особенной
рельефностью во
весь свой рост.
Богатейшее
теоретическое
содержание
марксизма
развертывается в
высшей степени
наглядно, ибо
Маркс и Энгельс
неоднократно
возвращаются в
письмах к самым
разнообразным
сторонам своего
учения,
подчеркивая и
поясняя - иногда
совместно
обсуждая и
убеждая друг
друга - самое
новое (по
отношению к
прежним
взглядам), самое
важное, самое
трудное.
Перед читателем
проходит с
поразительной
живостью история
рабочего
движения всего
мира - в самые
важнейшие
моменты и в
наиболее
существенных
пунктах. Еще
ценнее история
политики
рабочего класса.
По самым
различным
поводам, в
разных странах
старого мира и в
новом мире, в
различные
исторические
моменты Маркс и
Энгельс
обсуждают
наиболее
принципиальное
относительно
постановки
вопросов о
264
политических
задачах рабочего
класса. А эпоха,
охватываемая
перепиской, есть
как раз эпоха
выделения
рабочего класса
из буржуазной
демократии,
эпоха
возникновения
самостоятельного
рабочего
движения, эпоха
определения
основ
пролетарской
тактики и
политики. Чем
чаще в наше
время приходится
наблюдать, как
рабочее движение
разных стран
страдает от
оппортунизма
вследствие
застоя и гниения
буржуазии,
вследствие
поглощения
внимания рабочих
вождей мелочами
дня и т. д., -
тем ценнее
богатейший
материал
переписки,
показывающий
глубочайшее
понимание
коренных
преобразовательных
целей
пролетариата и
необыкновенно
гибкое
определение
данных задач
тактики, с точки
зрения этих
революционных
целей и без
малейших уступок
оппортунизму или
революционной
фразе.
Если попытаться
одним словом
определить, так
сказать, фокус
всей переписки,
- тот
центральный
пункт, к
которому
сходится вся
сеть
высказываемых и
обсуждаемых
идей, то это
слово будет
диалектика.
Применение
материалистической
диалектики к
переработке всей
политической
экономии, с
основания ее, -
к истории, к
естествознанию,
к философии, к
политике и
тактике рабочего
класса, - вот
что более всего
интересует
Маркса и
Энгельса,
вот в чем они
вносят наиболее
существенное и
наиболее новое,
вот в чем их
гениальный шаг
вперед в истории
революционной
мысли.
__________
В дальнейшем
изложении мы
намерены дать,
после общего
обзора
переписки, очерк
наиболее
интересных
замечаний и
рассуждений
Маркса и
Энгельса, отнюдь
не претендуя на
исчерпание всего
содержания
писем.
I. ОБЩИЙ
ОБЗОР
Переписку
открывают письма
24-летнего
Энгельса к
Марксу в 1844
году. Тогдашняя
обстановка в
Германии
выступает
замечательно
рельефно. Первое
письмо
265
помечено концом
сентября 1844
года и послано
из Бармена, где
жила семья
Энгельса и где
он родился.
Энгельсу не было
тогда еще полных
24 лет. Он
тоскует в
семейной
обстановке и
рвется прочь.
Отец - деспот,
религиозный
фабрикант,
возмущенный
беготней сына по
политическим
собраниям и его
коммунистическими
убеждениями.
Если бы не мать,
которую я очень
люблю, - пишет
Энгельс, - я бы
не стерпел даже
и нескольких
дней, остающихся
до моего
отъезда. Ты не
можешь себе
представить, -
жалуется он
Марксу, - какие
мелкие
соображения,
какие суеверные
опасения
выдвигаются
здесь, в семье,
против моего
отъезда103.
Пока Энгельс в
Бармене - где
его удерживала
еще некоторое
время одна
любовная история
- он уступает
отцу и недели
две ходит
работать в
фабричную
контору (отец
его был
фабрикант).
«Торговля -
гнусность, -
пишет он Марксу,
- гнусный город
Бармен, гнусно
здешнее
времяпрепровождение,
а в особенности
гнусно
оставаться не
только буржуа,
но даже
фабрикантом, т.
е. буржуа,
активно
выступающим
против
пролетариата». Я
утешаю себя, -
продолжает
Энгельс, -
работой над моей
книжкой о
положении
рабочего класса
(книга эта
вышла, как
известно, в 1845
году и является
одним из лучших
произведений в
мировой
социалистической
литературе).
«Можно еще,
будучи
коммунистом,
оставаться по
внешним условиям
буржуем и
вьючной скотиной
торгашества,
если не
заниматься
литературной
деятельностью, -
но вести в одно
и то же время
широкую
коммунистическую
пропаганду и
занятия
торгашеством,
промышленными
делами, этого
нельзя. Я уеду.
К тому же еще
эта усыпляющая
жизнь в семье,
насквозь
христиански-прусской,
- я не могу
больше этого
вынести, я бы
мог здесь в
конце концов
сделаться
немецким
филистером и
внести
филистерство в
коммунизм»104.
Так писал
молодой Энгельс.
После революции
1848 года жизнь
заставила его
вернуться в
контору отца и
сделаться на
долгие годы
«вьючной
скотиной
торгашества», но
он сумел при
этом устоять,
создать себе не
христиански-прусскую,
а совсем иную
266
товарищескую
обстановку,
сумел сделаться
на всю жизнь
беспощадным
врагом «внесения
филистерства в
коммунизм».
Общественная
жизнь в немецкой
провинции 1844
года похожа на
русскую в начале
20 века, перед
революцией 1905
года. Все рвется
к политике, все
кипит
оппозиционным
возмущением
против
правительства,
пасторы громят
молодежь за
атеизм, дети в
буржуазных
семьях
устраивают сцены
родителям за
«аристократическое
обращение с
прислугой или с
рабочими».
Общая
оппозиционность
выражается в
том, что все
объявляют себя
коммунистами. «В
Бармене
полицейский
комиссар -
коммунист», -
пишет
Энгельс Марксу.
Я был в Кельне,
Дюссельдорфе,
Эльберфельде -
везде на каждом
шагу натыкаешься
на коммунистов!
«Один пылкий
коммунист,
художник,
рисующий
карикатуры,
фамилия его
Зеель, едет
через два месяца
в Париж. Я дам
ему явку к вам.
Он вам всем
понравится -
энтузиаст, любит
музыку, будет
полезен как
карикатурист»105.
«Здесь в
Эльберфельде
происходят
чудеса. Вчера
(писано 22
февраля 1845
года) в самой
большой зале, в
лучшем ресторане
города, у нас
было третье
коммунистическое
собрание. На
первом 40
человек, на
втором 130, на
третьем 200 -
самое меньшее.
Весь Эльберфельд
и Бармен,
начиная с
денежной
аристократии и
кончая мелкими
лавочниками, был
представлен, за
исключением
только
пролетариата».
Так, буквально,
пишет Энгельс. В
Германии все
были тогда
коммунистами -
кроме
пролетариата.
Коммунизм был
формой выражения
оппозиционных
настроений у
всех и больше
всего у
буржуазии.
«Самая тупая,
самая ленивая,
самая
филистерская
публика, которая
ничем в мире не
интересовалась,
начинает прямо
восторгаться
коммунизмом»106.
Главными
проповедниками
коммунизма были
тогда люди вроде
наших
народников,
«социалистов-революционеров»,
«народных
социалистов» и
т. п., т. е., в
сущности,
благонамеренные
буржуа, более
или менее
взбешенные
против
правительства.
267
И в такой
обстановке,
среди
необъятного
количества якобы
социалистических
направлений и
фракций, Энгельс
сумел пробивать
себе дорогу к
пролетарскому
социализму, не
боясь разрыва с
массой добрых
людей, горячих
революционеров,
но плохих
коммунистов.
1846 год.
Энгельс в
Париже. Париж
кипел тогда
политикой и
обсуждением
различных
социалистических
теорий. Энгельс
с жадностью
изучает
социализм,
знакомится лично
с Кабе, Луи
Бланом и другими
выдающимися
социалистами,
бегает по
редакциям и по
кружкам.
Главное его
внимание
направлено на
самое серьезное
и самое
распространенное
тогдашнее
социалистическое
учение,
прудонизм. И еще
до
выхода в свет
прудоновской
«Философии
нищеты» (1846
год, октябрь;
ответ Маркса -
знаменитая «Нищета
философии» -
вышел в свет в
1847 году)
Энгельс с
беспощадной
язвительностью и
замечательной
глубиной
критикует
основные идеи
Прудона, с
которыми
особенно носился
тогда немецкий
социалист Грюн.
Прекрасное
знание
английского
языка (с которым
Маркс освоился
много позже) и
английской
литературы
позволяет
Энгельсу сразу
(письмо от 16
сентября 1846
года) указать на
примеры
банкротства в
Англии
пресловутых
прудоновских
«трудовых
базаров»107.
Прудон
срамит
социализм,
возмущается
Энгельс, у
Прудона выходит,
что рабочие
должны
выкупить
капитал!
Двадцатишестилетний
Энгельс прямо
уничтожает
«истинный
социализм» - это
выражение
встречаем в его
письме от 23
октября 1846
года, задолго до
«Коммунистического
манифеста» -
причем главным
представителем
его называет
Грюна.
«Антипролетарское,
мелкобуржуазное,
филистерское»
учение, «пустые
фразы», разные
«общечеловеческие»
стремления,
«суеверная
боязнь «грубого»
коммунизма» (Löffel-Kommunismus
- буквально:
«коммунизм
ложки», или
коммунизм жратвы),
«мирные планы
осчастливить»
человечество -
вот отзывы
Энгельса,
относящиеся ко
всем видам
домарксовского
социализма.
268
«Три вечера, -
пишет Энгельс, -
мы спорили о
прудонизме;
почти все, с
Грюном во главе,
были против
меня. Главное,
что приходилось
мне доказывать,
это -
необходимость
насильственной
революции» (23
октября 1846
года). В конце
концов я стал
бешеным - и
загнал своих
противников до
того, что они
вынуждены были
прямо
высказаться
против
коммунизма. Я
потребовал
голосования по
вопросу о том,
коммунисты мы
или нет.
Величайшее
возмущение
грюнианцев,
которые стали
уверять, что они
собрались
обсуждать «благо
человечества» и
что надо же
знать, что
собственно
есть коммунизм.
Я дал им тогда
самое
простенькое
определение,
чтобы не
допускать
уверток от сути
вопроса. Я
определил -
пишет Энгельс -
намерения
коммунистов
следующим
образом: 1)
отстаивать
интересы
пролетариев в
противоположность
интересам
буржуа; 2)
осуществить это
посредством
уничтожения
частной
собственности и
замены ее
общностью
имущества; 3) не
признавать
другого средства
осуществления
этих целей,
кроме
насильственной,
демократической
революции
(писано за 1 1/2
года до
революции 1848
года)108.
Кончилась
дискуссия тем,
что собрание 13
голосами против
2 грюнианцев
приняло
определение
Энгельса.
Посещали эти
собрания около
20
столяров-ремесленников.
Так в Париже 67
лет тому назад
закладывались
основы
социал-демократической
рабочей партии
Германии.
Год спустя, в
письме от 24
ноября 1847
года, Энгельс
сообщает Марксу
о составленном
им черновике
«Коммунистического
манифеста»,
высказываясь,
между прочим,
против
предполагавшейся
раньше формы
катехизиса. «Я
начинаю, - пишет
Энгельс, - с
вопроса, что
такое коммунизм,
и затем перехожу
прямо к
пролетариату -
история его
происхождения,
отличие от
прежних
работников,
развитие
противоположности
пролетариата и
буржуазии,
кризисы,
выводы». «В
конце партийная
политика
коммунистов»109.
Это историческое
письмо Энгельса
о первом
наброске
произведения,
которое обошло
весь мир и
которое до
269
сих пор верно во
всем основном,
живо и
злободневно, как
будто бы оно
писалось вчера,
показывает
наглядно, что
имена
Маркса и
Энгельса
справедливо
ставят рядом,
как имена
основоположников
современного
социализма.
Написано в конце
1913 г.
Впервые
напечатано 28
ноября 1920 г. в
газете «Правда»
№ 268
Подпись: Η.
Ленин
Печатается по
рукописи
Источник:
В.И. Ленин,
ПСС, изд. 5-е,
т. 24, стр. 262-269
Примечание:
455
102
Статья «Переписка
Маркса с Энгельсом» является началом большой работы, задуманной Лениным
в связи с выходом в свет в сентябре 1913 года на немецком языке
переписки Маркса с Энгельсом в четырех томах под названием: «Der
Briefwechsel zwischen Friedrich Engels und Karl Marx 1844 bis 1883",
herausgegeben von A. Bebel und Ed. Bernstein. Vier Bande, Stuttgart,
1913. («Переписка Фридриха Энгельса и Карла Маркса с 1844 по 1883",
изданная А. Бебелем и
Эд. Бернштейном. Четыре тома,
Штутгарт, 1913).
Эта «Переписка» была первой попыткой собрать и
опубликовать все письма Маркса и Энгельса, написанные друг другу. Однако
выполнена она была неудовлетворительно и издана не полностью (в нее
вошло 1386 писем из общего количества более 1500), с большими
сокращениями текста, с неудовлетворительным научно-справочным аппаратом.
Ленин глубоко изучал и тщательно конспектировал «Переписку К. Маркса и
Ф. Энгельса». В письме от 13 или 14 ноября 1913 года к сестре М. И.
Ульяновой В. И. Ленин
456
писал: «Только что закончил чтением четыре тома переписки
Маркса с Энгельсом. Хочу писать о ней в «Просвещении». Много
интересного» (см. Сочинения, 4 изд., том 37, стр. 420).
В Центральном партийном архиве Института
марксизма-ленинизма при ЦК КПСС имеется большая тетрадь объемом в 76
страниц, в которой Ленин законспектировал около 300 писем
К. Маркса и Ф. Энгельса, сделал выписки
из 15 важных в теоретическом отношении писем и составил краткий
тематический указатель к конспекту. Сохранились также все четыре тома
«Переписки», над которыми работал Ленин, с его пометками (подчеркивания,
отчеркивания, NB) в тексте и на полях, сделанными четырьмя разными
карандашами. Все эти материалы изданы отдельной книгой (см. В. И. Ленин.
«Конспект «Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса»». М., Госполитиздат,
1959).
Работу Ленина «Переписка Маркса с Энгельсом»
предполагалось поместить в журнале «Просвещение» в 1914 году, о чем было
сообщено в газете «Пролетарская Правда» № 7, 14 декабря 1913 года, но
статья осталась неоконченной и была напечатана в «Правде» лишь 28 ноября
1920 года, в день столетия со дня рождения Энгельса. В связи с этой
датой при подготовке статьи к печати Ленин добавил к ее заглавию
подзаголовок: «Энгельс как один из основателей коммунизма», а также
снабдил статью подстрочным примечанием: «Начало неоконченной статьи,
написанной в 1913 или в начале 1914 года». - 262
103
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXI, 1932, стр. 1-4, 20. - 265
104
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, 1953, стр. 14, 15. - 265
105
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXI, 1932, стр. 1, 2, 3. - 266
106
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXI, 1932, стр. 14. - 266
107
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXI, 1932, стр. 33. - 267
108
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, 1953, стр. 19, 20, 21. -
268
109
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, 1953, стр. 35. - 268