349
IV
Продолжение записок.
27 декабря 1922 г.
О
ПРИДАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСПЛАНУ209
Эта мысль выдвигалась тов. Троцким,
кажется, уже давно. Я выступил противником ее, потому что находил, что в
таком случае будет основная невязка в системе наших законодательных
учреждений. Но по внимательном рассмотрении дела я нахожу, что, в
сущности, тут есть здоровая мысль, именно: Госплан стоит несколько в
стороне от наших законодательных учреждений, несмотря на то, что, что
он, как совокупность сведущих людей, экспертов, представителей науки и
техники, обладает, в сущности, наибольшими данными для правильного
суждения о делах.
Однако мы исходили до сих пор из той точки
зрения, что Госплан должен доставлять государству материал критически
разобранный, а государственные учреждения должны решать государственные
дела. Я думаю, что при теперешнем положении, когда государственные дела
необыкновенно усложнились, когда приходится сплошь и рядом решать
вперемежку вопросы, в которых требуется экспертиза членов Госплана, с
вопросами, в которых таковая не требуется, и даже более того, решать
дела, в которых некоторые пункты требуют экспертизы Госплана, вперемежку
с такими пунктами, которые таковой не требуют, я думаю, что в настоящее
время следует сделать шаг в сторону увеличение компетенции Госплана.
Я мыслю себе этот шаг таким образом, чтобы
решения Госплана не могли быть опрокинуты обычным
350
советским порядком, а
требовали бы для своего перерешения особого порядка, например, внесения
вопроса в сессию ВЦИКа, подготовки вопроса для перерешения по особой
инструкции, с составлением, на основании особых правил, докладных
записок для взвешивания того, подлежит ли это решение Госплана отмене,
наконец, назначения особых сроков для перерешния вопросов Госплана и
т.п.
В этом отношении, я думаю, можно и должно пойти
навстречу тов. Троцкому, но не в отношении председательства в Госплане
либо особого лица из наших политических вождей, либо председателя
Высшего совета народного хозяйства и т.п. Мне кажется, что здесь с
вопросом принципиальным слишком тесно переплетается в настоящее время
вопрос личный. Я думаю, что те нападки, которые слышатся сейчас на
председателя Госплана, тов. Кржижановского, и на его заместителя, тов.
Пятакова, и которые направляются
обоюдно так, что, с одной стороны, мы слышим обвинения в чрезмерной
мягкости, несамостоятельности, в бесхарактерности, а с другой стороны,
слышим обвинения в чрезмерной аляповатости, фельдфебельстве,
недостаточно солидной научной подготовке и т.п. - я думаю, что эти
нападки выражают две стороны вопроса, преувеличивая их до крайности, и
что на самом деле нам нужно в Госплане умелое соединение двух типов
характера, из которых образцом одного может быть Пятаков, а другого -
Кржижановский.
Я думаю, что во главе Госплана должен стоять человек, с одной
стороны, научно образованный, именно, по технической, либо
агрономической линии, с большим, многими десятилетиями измеряемым,
опытом практической работы в области либо техники, либо агрономии. Я
думаю, что такой человек должен обладать не столько администраторскими
качествами, сколько широким опытом и способностью привлекать к себе
людей.
Ленин
27. XII.22
г.
Записано М.В.
351
V
Продолжение письма
о
законодательном характере
решений Госплана.
28.
XII.
22 г.
Я замечал у некоторых из наших
товарищей, способных влиять на
направление государственных дел решающим
образом, преувеличение администраторской
стороны, которая, конечно, необходима в
своем месте и в своем времени, но
которую не надо смешивать со стороной
научной, с охватыванием широкой
действительности, способностью
привлекать людей и т. д.
Во всяком государственном учреждении,
особенно в Госплане, необходимо
соединение этих двух качеств, и когда
тов. Кржижановский сказал мне, что он
привлек к Госплану
Пятакова
и договорился с ним о работе, я, давая
свое согласие на это, с одной стороны,
держал про себя известные сомнения, с
другой, иногда надеялся, что мы здесь
получим сочетание обоих типов
государственных деятелей. Исполнилась ли
эта надежда, это надо теперь выждать и
посмотреть на опыте несколько дольше, но
в принципе, я думаю, не может подлежать
сомнению, что такое соединение
характеров и типов (людей, качеств)
безусловно необходимо для правильного
функционирования государственных
учреждений. Я думаю, что здесь одинаково
вредно преувеличение
«администраторства», как и всякое
преувеличение вообще. Руководитель
государственного учреждения должен
обладать в высшей степени способностью
привлекать к себе людей и в достаточной
степени солидными научными и
техническими знаниями для проверки их
работы. Это - как основное. Без него
работа не может быть правильной. С
другой стороны, очень важно, чтобы он
умел администрировать и имел достойного
помощника или помощников в этом деле.
Соединение этих двух качеств в одном
лице вряд ли будет встречаться и вряд ли
будет необходимо.
Ленин
Записано Л. Ф.
28.
XII.
22 г.
352
VI
Продолжение записок о Госплане.
29 декабря 1922 г.
Госплан, по-видимому, развивается у нас
всесторонне в комиссию экспертов. Во
главе такого учреждения не может не
стоять лицо с большим опытом и
всесторонним научным образованием по
части техники. Администрирующая сила тут
по сути дела должна быть подсобной.
Известная независимость и
самостоятельность Госплана обязательна с
точки зрения авторитета этого научного
учреждения и обусловлена одним, именно
добросовестностью ее работников и
добросовестным стремлением их провести в
жизнь наш план экономического и
социального строительства.
Это последнее качество, конечно, сейчас
может встречаться лишь как исключение,
ибо подавляющее большинство ученых, из
которых, естественно, составляется
Госплан, по неизбежности заражено
буржуазными взглядами и буржуазными
предрассудками. Проверка их с этой
стороны должна составлять задачу
нескольких лиц, которые могут
образовывать президиум Госплана, которые
должны состоять из коммунистов и следить
изо дня в день во всем ходе работы за
степенью преданности буржуазных ученых и
за их отказом от буржуазных
предрассудков, а также за их постепенным
переходом на точку зрения социализма.
Эта обоюдная работа такой научной
проверки вместе с работой по чистому
администрированию должна бы составить
идеал руководителей Госплана в нашей
Республике.
Ленин
Источник:
http://leninism.su/works/84-tom-45/588-poslednie-pisma-i-stati-45.html#.D0.9E_.D0.9F.D0.A0.D0.98.D0.94.D0.90.D0.9D.D0.98.D0.98_.D0.97.D0.90.D0.9A.D0.9E.D0.9D.D0.9E.D0.94.D0.90.D0.A2.D0.95.D0.9B.D0.AC.D0.9D.D0.AB.D0.A5_.D0.A4.D0.A3.D0.9D.D0.9A.D0.A6.D0.98.D0.99_.D0.93.D0.9E.D0.A1.D0.9F.D0.9B.D0.90.D0.9D.D0.A3209
Записано М. В.
29 декабря 22 г.
Рационально ли разделять на отдельные
поручения ту работу, которую ведет
Госплан, и, напротив, не следует ли
стремиться к тому, чтобы выработать круг
постоянных специалистов, которые
проверялись бы
Источник: http://leninism.su/works/84-tom-45/588-poslednie-pisma-i-stati-45.html#.D0.9E_.D0.9F.D0.A0.D0.98.D0.94.D0.90.D0.9D.D0.98.D0.98_.D0.97.D0.90.D0.9A.D0.9E.D0.9D.D0.9E.D0.94.D0.90.D0.A2.D0.95.D0.9B.D0.AC.D0.9D.D0.AB.D0.A5_.D0.A4.D0.A3.D0.9D.D0.9A.D0.A6.D0.98.D0.99_.D0.93.D0.9E.D0.A1.D0.9F.D0.9B.D0.90.D0.9D.D0.A3209
353
систематически президиумом Госплана и
могли разрешать всю совокупность
вопросов, входящих в его ведение? Я
думаю, что рациональнее последнее и что
следует стремиться к уменьшению числа
временных и срочных отдельных заданий.
Ленин
Источник: http://leninism.su/works/84-tom-45/588-poslednie-pisma-i-stati-45.html#.D0.9E_.D0.9F.D0.A0.D0.98.D0.94.D0.90.D0.9D.D0.98.D0.98_.D0.97.D0.90.D0.9A.D0.9E.D0.9D.D0.9E.D0.94.D0.90.D0.A2.D0.95.D0.9B.D0.AC.D0.9D.D0.AB.D0.A5_.D0.A4.D0.A3.D0.9D.D0.9A.D0.A6.D0.98.D0.99_.D0.93.D0.9E.D0.A1.D0.9F.D0.9B.D0.90.D0.9D.D0.A3209
29 декабря 22 г.
Записано М. В.
Впервые напечатано в 1956 г.
Печатается по записи секретаря
в журнале «Коммунист» № 9
(машинописный экземпляр)
Источник: В.И. Ленин, ПСС, изд. 5-е,
т. 45, стр. 349-353
Примечание
594
209
Письмо «О придании законодательных функций Госплану» было
передано Н. К. Крупской в Центральный
Комитет партии в начале июня 1923 года. 14 июня Политбюро приняло
решение о «рассылке для сведения
членам и кандидатам ЦК записок т.
Ленина о Госплане». Указания Ленина нашли свое отражение в
резолюции XIII
конференции РКП(б) «Об очередных задачах
экономической политики» (раздел
VIII
- «О необходимости усиления планового начала»)
(см. «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК»,
ч. I,
1954, стр. 797-798). -
349.