Несомненно, что Рабкрин представляет для
нас громадную трудность и что трудность эта до сих пор не решена. Я
думаю, что те товарищи, которые решают ее, отрицая пользу или
надобность Рабкрина, неправы. Но я не отрицаю в то же время, что
вопрос о нашем госаппарате и его улучшении представляется очень
трудным, далеко не решенным и в то же время чрезвычайно насущным
вопросом.
Наш госаппарат, за исключением
Наркоминдела, в наибольшей степени представляет из себя пережиток
старого, в наименьшей степени подвергнутого сколько-нибудь серьезным
изменениям. Он только слегка подкрашен сверху, а в остальных
отношениях является самым типичным старым из нашего старого
госаппарата. И вот, чтобы поискать способ действительно обновить
его, надо обратиться, мне кажется, за опытом к нашей гражданской
войне.
Как мы действовали в более опасные
моменты гражданской войны?
Мы сосредоточивали лучшие наши партийные
силы в Красной Армии; мы прибегали к мобилизации лучших из наших
рабочих; мы обращались за поисками новых сил туда, где лежит
наиболее глубокий корень нашей диктатуры.
В этом же направлении нам следует, по
моему убеждению, искать источник реорганизации Рабкрина. Я предлагаю
нашему XII партийному съезду принять
384
следующий план такой
реорганизации, основанный на своеобразном расширении нашей
ЦКК.
Пленум ЦК нашей партии уже
обнаружил свое стремление развиться в своего рода высшую
партийную конференцию. Он собирается в среднем не чаще раза
в два месяца, а текущую работу от имени ЦК, ведет как
известно, наше Политбюро, наше Оргбюро, наш Секретариат и
т.д. Я думаю, что нам следует докончить тот путь, на который
мы таким образом вступили, и окончательно превратить пленумы
ЦК в высшие партийные конференции, собираемые раз в два
месяца при участии ЦКК. А эту ЦКК соединить на указанных
ниже условиях с основной частью реорганизованного Рабкрина.
Я предлагаю съезду выбрать 75-100
(цифры все, конечно, примерные) новых членов ЦКК из рабочих
и крестьян. Выбираемые должны подвергнуться такой же
проверке по части партийной, как и обыкновенные члены ЦК,
ибо выбираемые должны будут пользоваться всеми правами
членов ЦК.
С другой стороны, Рабкрин должен
быть сведен к 300-400 служащих, особо проверенных по части
добросовестности и по части знания нашего госаппарата, а
также выдержавших особое испытание относительно знакомства
их с основами научной организации труда вообще и, в
частности, труда управленческого, канцелярского и т. д.
По моему мнению, такое соединение
Рабкрина с ЦКК принесет пользу обоим этим учреждениям. С
одной стороны, Рабкрин получит таким путем столь высокий
авторитет, что станет, по меньшей мере, не хуже нашего НКИД.
С другой стороны, наш ЦК совместно с ЦКК выйдет окончательно
на ту дорогу превращения в высшую партийную конференцию, на
которую он, в сущности, уже встал и по которой ему следует
дойти до конца для правильного, в двояком отношении,
выполнения своих задач: в отношении планомерности,
целесообразности, систематичности его организации и
работы и в отношении связи с действительно широкими массами
через посредство лучших из наших рабочих и крестьян.
385
Я предвижу одно возражение,
исходящее либо прямо, либо косвенно из тех сфер, которые
делают наш аппарат старым, т.е. от сторонников сохранения
нашего аппарата в том же до невозможности, до неприличия
дореволюционном виде, в каком он остается и посейчас (кстати
сказать, мы теперь получили довольно редкий в истории случай
устанавливать сроки, необходимые для производства коренных
социальных изменений, и мы ясно видим теперь, что
можно сделать в пять лет и для чего нужны гораздо большие
сроки).
Возражение это состоит в том, что
будто бы из предлагаемого мной преобразования получится один
хаос. Члены ЦКК будут слоняться по всем учреждениям, не
зная, куда, зачем и к кому им обратиться, внося повсюду
дезорганизацию, отрывая служащих от их текущей работы, и т.
д. и т. п.
Я думаю, что злостный источник
этого возражения так очевиден, что на него не требуется даже
и ответа. Само собой разумеется, что со стороны президиума
ЦКК и со стороны наркома Рабкрина и его коллегии (а также в
соответствующих случаях и со стороны нашего Секретариата ЦК)
потребуется не один год упорной работы над тем, чтобы
правильным образом организовать свой наркомат и его работу
совместно с ЦКК. Нарком Рабкрина может, по моему мнению,
остаться наркомом (и должен им остаться), как и вся
коллегия, сохраняя за собой руководство работой всей
Рабоче-крестьянской инспекции и в том числе всеми членами
ЦКК, которые будут считаться "откомандированными" в его
распоряжение. 300-400 служащих Рабкрина, которые остаются,
по моему плану, будут, с одной стороны, исполнять чисто
секретарские обязанности при других членах Рабкрина и при
добавочных членах ЦКК, а с другой стороны - должны быть
высоко квалифицированы, особо проверены, особо надежны, с
высоким жалованьем, вполне избавляющим их от нынешнего,
поистине несчастного (чтобы не сказать хуже), положения
чиновника Рабкрина.
Я уверен, что понижение числа
служащих до указанной мной цифры улучшит во много раз и
качество
386
работников Рабкрина, и качество
всей работы, дав в то же время возможность наркому и членам
коллегии сосредоточиться всецело на организации работы и на
том систематическом, неуклонном повышении ее качества,
которое представляет для рабоче-крестьянской власти и для
нашего советского строя такую безусловную необходимость.
С другой стороны, я думаю также,
что наркому Рабкрина придется поработать над, частью,
слиянием, частью, координированием тех высших институтов по
организации труда (Центральный институт труда, Институт
научной организации труда и т. д.), которых у нас теперь
имеется в республике не менее 12. Чрезмерное однообразие и
вытекающее отсюда стремление к слиянию будут вредны.
Наоборот, тут надо найти разумную и целесообразную середину
между слиянием всех этих учреждений воедино и правильным
разграничением их при условии известной самостоятельности
каждого из этих учреждений.
Нет сомнения, что от такого
преобразования выиграет не менее, чем Рабкрин, и наш
собственный ЦК, выиграет он и в смысле связи с массами и в
смысле регулярности и солидности его работы. Тогда можно
будет (и должно) завести более строгий и ответственный
порядок подготовки заседаний Политбюро, на которых должно
присутствовать определенное число членов ЦКК - определенное
либо известным периодом времени, либо известным планом
организации.
Нарком Рабкрина совместно с
президиумом ЦКК должен будет устанавливать распределение
работы ее членов с точки зрения обязанности их
присутствовать на Политбюро и проверять все документы,
которые так или иначе идут на его рассмотрение, либо с точки
зрения обязанности их уделять свое рабочее время
теоретической подготовке, изучению научной организации
труда, либо с точки зрения их обязанности практически
участвовать в контроле и улучшении нашего госаппарата,
начиная с высших государственных учреждений и кончая низшими
местными и т. д.
387
Я думаю также, что помимо той
политической выгоды, что члены ЦК и члены ЦКК при такой реформе
будут во много раз лучше осведомлены, лучше подготовлены к
заседаниям Политбюро (все бумаги, относящиеся к этим заседаниям,
должны быть получены всеми членами ЦК и ЦКК не позже, как за сутки
до заседания Политбюро, за исключением случаев, не терпящих
безусловно никакого отлагательства, каковые случаи требуют особого
порядка для ознакомления членов ЦК и ЦКК и порядка решения их), к
числу выигрышей придется также отнести и то, что в нашем ЦК
уменьшится влияние чисто личных и случайных обстоятельств и тем
самым понизится опасность раскола.
Наш ЦК сложился в группу строго
централизованную и высоко авторитетную, но работа этой группы не
поставлена в условия, соответствующие его авторитету. Этому помочь
должна предлагаемая мною реформа, и члены ЦКК, обязанные
присутствовать в известном числе на каждом заседании Политбюро,
должны составить сплоченную группу, которая, "не взирая на лица",
должна будет следить за тем, чтобы ничей авторитет, ни генсека, ни
кого-либо из других членов ЦК, не мог помешать им сделать запрос,
проверить документы и вообще добиться безусловной осведомленности и
строжайшей правильности дел.
Конечно, в нашей Советской республике
социальный строй основан на сотрудничестве двух классов: рабочих и
крестьян, к которому теперь допущены на известных условиях и
"нэпманы", т.е. буржуазия. Если возникнут серьезные классовые
разногласия между этими классами, тогда раскол будет неизбежен, но в
нашем социальном строе не заложены с необходимостью основания
неизбежности такого раскола, и главная задача нашего ЦК и ЦКК, как и
нашей партии в целом, состоит в том, чтобы внимательно следить за
обстоятельствами, из которых может вытечь раскол, и предупреждать
их, ибо в последнем счете судьба нашей республики будет зависеть от
того, пойдет ли крестьянская масса с рабочим классом, сохраняя
верность союзу с ним, или она даст "нэпманам", т. е. новой
буржуазии,
388
разъединить себя с рабочими, расколоть
себя с ними. Чем яснее мы будем видеть перед собою этот двоякий
исход, чем яснее будут понимать его все наши рабочие и крестьяне,
тем больше шансов на то, что нам удастся избегнуть раскола, который
был бы губителен для Советской республики.
23 января 1923 года.
«Правда» №16, 25 января
1923 г.
Подпись: Η. Ленин
Печатается по записи
секретаря
(машинописный экземпляр),
сверенной с текстом
газеты
Источник: http://leninism.su/works/84-tom-45/588-poslednie-pisma-i-stati-45.html#.D0.9E_.D0.9D.D0.90.D0.A8.D0.95.D0.99_.D0.A0.D0.95.D0.92.D0.9E.D0.9B.D0.AE.D0.A6.D0.98.D0.98
Источник: В.И. Ленин,
ПСС, издание 5-е,
т. 45, стр. 383-388
Примечание:
599
216
Статья "Как нам реорганизовать Рабкрин" непосредственно
связана с ленинским "Письмом к съезду" и
развивает его идеи. В. И. Ленин приступил к работе над статьей в
начале января 1923 года; он продиктовал план статьи, а затем, 9 и 13
января - первый вариант статьи под названием "Что нам делать с
Рабкрином?" (см. настоящий том, стр. 442-450). 19, 20, 22 и 23
января Ленин продиктовал второй, окончательный вариант
статьи, которую он назвал "Как нам реорганизовать Рабкрин
(Предложение XII съезду партии)". Прямым продолжением и развитием
статьи "Как нам реорганизовать Рабкрин" явилась статья Ленина
"Лучше меньше, да лучше".
Исходя из указаний
Ленина, Центральный Комитет РКП(б) разработал тезисы о
реорганизации и улучшении работы центральных учреждений партии.
Пленум ЦК, состоявшийся 21-24 февраля, утвердил, с рядом поправок,
тезисы и принял решение поставить организационный вопрос особым
пунктом порядка дня предстоящего XII съезда партии. Тезисами
предусматривалось увеличение числа членов ЦК с 27 человек, избранных
на XI съезде РКП(б), до 40. Вводилось присутствие членов Президиума
ЦКК па пленумах ЦК и присутствие трех постоянных представителей ЦКК
из состава Президиума последней на заседаниях Политбюро.
Указывалось, что на обсуждение пленумов ЦК должны ставиться все
коренные вопросы. Политбюро должно представлять каждому пленуму ЦК
отчет о своей деятельности за истекший период.
600
Февральский пленум ЦК
РКП(б) признал необходимым расширение состава Центральной Контрольной
Комиссии и установление тесной организационной связи между руководящими
органами государственного и партийного контроля. К XII съезду РКП(б) был
разработан проект резолюции съезда о реорганизации Рабкрина и ЦКК.
Против ленинского
плана укрепления Центрального Комитета выступил
Троцкий. Он заявил, что расширение
состава ЦК якобы лишит его "необходимой oформленности и устойчивости",
"грозит нанести чрезвычайный ущерб точности и правильности работ Цека".
Более того, Троцкий предложил создать, в противовес Центральному
Комитету, Совет партии из членов и кандидатов в члены ЦК, членов ЦКК и
двух-трех десятков представителей от областей и мест, который бы также
выбирался съездом партии, давал директивы ЦК и проверял его работу.
Центральный Комитет решительно отверг возражения Троцкого против
расширения состава ЦК, его идею создания в партии, по сути дела, "двоецентрия",
в корне противоречащую ленинским нормам партийной жизни.
XII съезд партии принял
разработанные Центральным Комитетом резолюцию по организационному
вопросу и резолюцию "О задачах РКИ и ЦКК". В соответствии с
предложениями В.И. Ленина съезд
расширил состав ЦК и ЦКК и создал объединенный орган ЦКК - РКИ. – 383